Главная » 2011 » Март » 15 » Тест "РИСУНОК СЕМЬИ"
11:51
Тест "РИСУНОК СЕМЬИ"



Тест

 "РИСУНОК СЕМЬИ"

Психологи утверждают, что с помощью рисунка ребенок
выражает свое восприятие окружающего мира,
 своей семьи и близких ему людей.
Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор
цветных карандашей (простой карандаш, ручку,ластик лучше не давать),
просят: «Нарисуй свою семью».
При этом не нужно напоминать, кто входит в
состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок
спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует
хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.. После
окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что
делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию
  • Отследите
    обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после
    семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный
    рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы
    получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком
    в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При
    «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой
    «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.

Предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть
зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После
окончания рисования расспросите ребенка о том, кого именно он нарисовал,
 кто в каком настроении и
кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я
забыл нарисовать»
или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если
кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:
  • Наличие
    негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная
    ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает : «Я должен любить
    брата, а он меня раздражает, это плохо.
  • Поэтому вообще ничего не
    нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым»
    на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном
    мире ребенка.
  • А теперь попробуем «прочитать» полученный рисунок:


    • 1. Кого-то из членов семьи на рисунке нет.
    •  Это может означать
      наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку.
    • Например,
      если малыш испытывает ревность к младшему брату, он рассуждает
      приблизительно так: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это
      плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую». Полное отсутствие
      эмоционального контакта во внутреннем мире ребенка выражается «забытым»
      на рисунке человеком.


    • 2. На рисунке отсутствует сам автор.
    • Трудности в отношениях с
      близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне
      трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня
      не принимают, ну и не надо, и без них неплохо».


    • 3. На рисунке – вымышленный член семьи.
    •  Ребенок пытается
      заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют
      птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что
      ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не
      удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.


    • 4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для
      ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он
      крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю
      фигуру.


    • 5. Размер самого ребенка на листе.
    • Если ребенок рисует себя очень
      маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на
      данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с
      завышенной самооценкой часто рисуют себя очень большими, даже крупнее
      родителей


    • 6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение
      в семье.

    • Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя
      первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме.
      Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя
      последним это признак ревности, неблагополучия.


    • 7. Расстояние между изображенными членами семьи
    • свидетельствует
      об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше
      фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная
      разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими
      разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи
      различных предметов (мебель, вазы, чужих, выдуманных людей). При
      эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к
      другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к
      какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому
      человеку и наоборот.


    • 8. Последовательность изображения членов семьи.
    •  Обычно первым
      ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого
      значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно
      самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет
      (это может быть и сам ребенок).


    • 9. Расположение фигур на листе.
    • Внимательно рассмотрите, кто на
      рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж,
      обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если
      он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен
      телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка
      именно они «управляют» остальными членами семьи.


    • 10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую
      тревожность
    •  изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно
      заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок
      рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.
    • 11Размер изображенных персонажей
       показывает их значимость для ребенка
      Чем
      авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее.
      Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.


    • 12. Части тела.
    •  Голова -
    •  это важная и самая ценная часть тела.
      Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок
      изображает большой.
    • Глаза
    • не только для рассматривания, они выдают
      печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются
      ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с
      глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет
      на плач (т.е. человек замкнут, подсознательно или сознательно не
      показывает свои эмоции, чаще отрицательные).
    • Уши -
    • это орган восприятия
      критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами
      слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает,
      игнорирует то, что о нем говорят.
    • Рот на рисунке –
    • «орган нападения»,
      ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с
      большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы.
      Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек
      скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на
      других.
    •  Шея
    •  символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.
      Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами
      (чаще это взрослый).
    • Руки.
    • Функция рук – цепляться, присоединяться,
      взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать.
      Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об
      общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость,
      нерешительность, недостаток общения.
    •  Ноги
    • нужны для ходьбы, для опоры,
      для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и
      увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во
      внесемейной реальности, левая – в семье.


    • 12. Цветовая гамма рисунка –
    • индикатор палитры чувств. Самыми
      любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя,
      нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите
      внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о
      хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность,
      подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для
      малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в
      прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым
      необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою
      любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно
      прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и
      все близкие и любимые ребенком родственники.


    • 13. Ребенок рисует только себя,
    • «забыв» нарисовать всех
      остальных. Это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи.
      Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят
      на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа,
      темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной
      самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он
      тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая,
      яркая.


    • 14. Солнце на рисунке
    • – символ защиты и тепла. Люди и предметы,
      которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя
      защищенным, пользоваться энергией и теплом.


    • 15 Обилие мелких деталей,
    • закрытые детали (шарфы, пуговицы)
      сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

    • Распознавание типов воспитания
    • по рисункам


      Приведем примеры наиболее часто встречающихся вариантов рисунков
      различных типов воспитания детей. Прочитать о типах воспитания детей в
      семье вы можете здесь


      1. Кумир семьи.

      При этом типе воспитания ребенок чаще всего
      начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре
      листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина
      фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник
      выделяет себя яркими нарядами, на голове его нередко красуется корона. А
      маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными
      принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для
      сравнения. На этом фоне выглядит кумир, как будто праздник среди будней

      2. Гиперопека.

      Ребенок начинает рисовать семью с того, кто
      больше всего его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно
      гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или, по крайней
      мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка
      сами мама с папой. Когда ребенок на рисунке что-то делает, родители
      любуются им, не спуская с него восхищенный взгляд. При этом типе
      воспитания ребенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с
      ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а
      иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне
      будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него - своеобразная
      китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

      3. Гипоопека.

      При этом типе воспитания ребенок чаще всего
      выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков.
      Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг
      "забывает" среди всех нарисовать себя. А на вопросы: "Где ты?", "Почему
      забыл?" - придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг
      его отсутствие: "В детском саду", "Гуляю во дворе", "Учительница
      задержала в школе".


      Полярный этому варианту вариант, когда ребенок почему-то из всех членов
      семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом
      утверждая, что никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости,
      не пришли с работы...


      Когда ребенок все-таки рисует полностью свою семью, он лишний раз
      подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства
      между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь
      существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем
      более до юного художника. Рисуя полностью свою семью, себя ребенок
      размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это
      создает иллюзию одновременного присутствия -отсутствия его среди других.


      Довольно часто при гипоопеке дети изображают себя лишь только
      контурами. Фигуры их намного ниже фигур других даже тогда, когда эти
      "другие" реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при
      гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и
      оттенки. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания, боготворит
      своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя же
      ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах
      обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона,
      причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

      4. Безнадзорность.

      Безнадзорные дети чаще всего
      отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После
      долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в
      пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в
      огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно
      рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный
      цвет этих тонов - словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная
      одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.

      5. Воспитание по типу "Золушки".

      При этом типе воспитания
      ребенок начинает рисовать семью обычно с того брата или с той сестры,
      которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за
      сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в
      отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он
      лишний и ненужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано на
      сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего,
      монументальнее, значительнее. Он - или в центре, в окружении родных, или
      же - первый среди всех. Им восхищаются, любуются... особенно когда он
      что-то делает . И если даже "Золушка" во сто крат лучше
      его делает какие-то задания, родители не придают "ее" заданиям особого
      значения. При этом типе воспитания ребенок не умеет и не в силах скрыть
      его подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами.
      И, мстя сопернику, художник часто наряжает его прозаичнее и будничнее,
      чем себя, нередко этим затрудняя ваш анализ и трактовку данного рисунка.

      6. "Ежовые рукавицы".

      При этом типе воспитания ребенку
      очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из родителей
      или обоих сразу, он хочет "нейтрализовать" свой страх хотя бы на бумаге.
      Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто
      держит его в этих "рукавицах". Зато себя ребенок окружает любыми
      родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче
      говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то мере, но способен, пускай даже
      на время, смягчить его участь, уменьшив степень дискомфорта. Когда
      ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в
      своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае, не
      раскрывает истинной причины.


      При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на рисунке намного
      ниже, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а умышленно
      занижен.


      Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в "ежовых
      рукавицах", изображен им с необычно большим ртом, чаще всего раскрытым,
      или с огромными когтистыми руками.


      Когда ребенок таким типом воспитания родителями буквально доведен до
      белого каления и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет
      "позабыть" нарисовать "мучителя", то он рисует его чаще всего без
      какого-либо рта вообще или совсем без рук, чтоб хотя бы таким наивным
      способом уменьшить пленивший его страх.


      Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона
      принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы
      на каплю облегчая этим его жизнь.

      7. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.


      На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких детей - всего
      лишь навсего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но
      это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной
      ответственности художник точно так же, как и при гиперопеке, мечтает
      показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то
      что-то делающим, чтоб обратить хотя бы на это часть нашего внимания.


      Однако, сам того не сознавая, как правило, ребенок высветляет в таких
      рисунках все нюансы и оттенки родительского воспитания в семье. И если
      при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой
      восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания
      их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть
      предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой разной. Однако чаще
      всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у
      ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на
      нем есть всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный -
      своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им
      члену своей семьи. Простой, обычный индикатор, срывающий все маски.

       
      Вы видите своеобразный третейский
      суд. Суд над ребенком, первый раз принесшим домой тройку. Глаза
      родителей, как дула пистолетов, готовы выстрелить в одну мишень. И эта
      мишень - первоклассник, съежившийся в кресле, мечтающий с ним слиться
      воедино, исчезнуть, раствориться в нем, чтоб только бы не видеть этот
      разъяренный взгляд своих родителей. Взгляд-пытку и взгляд-наказание.
      Взгляд, говорящий больше, чем слова. Сюжет пропитан черным цветом. Все
      люди выглядят, как негры. И только ваза с яркими цветами на столе да
      вспыхнувший "огонь" ковра вселяют в нас какую-то надежду. Ребенок
      справится когда-нибудь, чуть позже, с возложенной внезапно на него
      тяжелой миссией повышенной ответственности. Он выстоит, он выдержит, он
      победит.

      8. Воспитание "в культе болезни".

      И на рисунке культ
      всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже несмотря на то, что
      это - всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе воспитания рисунок
      будто бы пронизан всепоглощающим эгоцентризмом. Над всеми властвует
      ребенок. И вы невольно концентрируете на его фигуре свое внимание. Как и
      кумир или как при гиперопеке - ребенок на таком рисунке чаще всего в
      центре. Вокруг него те, кто ухаживает постоянно за ним в доме. Обычно
      это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место
      на бумаге. Довольно часто дети даже на рисунке изображают, как они
      болеют, а рядом с ними те, кто опекает их вседенно и всенощно, вернее -
      постоянно. Но как бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет,
      "больной" предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами..

      9. Воспитание по типу "кронпринца".

      "Кронпринцы" первыми
      рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сторон буквально с самого
      рождения, мир вещизма, а не мир людей. Затем "кронпринц" обычно на
      рисунке изображает самого себя, играющего с этими вещами. Родителей он
      вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей,
      которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким
      "кронпринцем" его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи,
      когда "кронпринцы" "заменяют" рисунок собственной семьи рисунком комнаты
      с вещами..

      10. Противоречивое воспитание.

      Такой тип воспитания
      довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего
      "группирует" отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает
      рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто
      ему "мешает", обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда
      художник в виде "буфера" рисует своих бабушек и дедушек даже тогда,
      когда их нет уже в живых.

      11. Смена образцов воспитания
      Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип, собственно которого и нет.


      При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно "забывает"
      нарисовать его среди родных или, изображая малыша рядом с родителями, не
      оставляет места для себя. Когда из дома навсегда уходит папа, ребенок
      еще долго продолжает рисовать его в семье, как будто ничего и не
      произошло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца. Наверное, он
      просто вспоминает о добром и прекрасном прошлом, которое бы хотелось
      возвратить и сделать его снова настоящим.

    • Источник: adalin.mospsy.ru автор: Алла Баркан




    Категория: Психологические тесты | Просмотров: 4555 | Добавил: Валерия | Теги: Психологические тесты | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]