Главная » Доска объявлений » Психология » Психологические тесты, для работы со школьниками

В категории объявлений: 16
Показано объявлений: 1-4
Страницы: 1 2 3 4 »


СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕСТ
(Family Relations Test, FRT)


Проективная методика исследования личности, предназна­ченная
для обследования детей.
Опубликована Е. Антони и Е. Бене в 1957 г.


«С.о.т.» состоит из двух частей.
Первая часть представляет собой стандартный комплект из 20 контуров фигур людей, ко­торые при соответствующем, поддерживаемом в ходе обследо­вания внушении со стороны экспериментатора должны быть приняты ребенком
как члены семьи. Среди этих фигур самой важной является та, которая названа «господин Никто».

Вторая часть «С.о.т.»
— стандартный набор из 86 карточек, на которых написаны разные высказывания (информация, сообщение, ис­ходящее от определенного человека и обращенное к другому че­ловеку). Эти высказывания — выражение чувств ребенка к ро­дителям, другим членам семьи, а также тех чувств,
которые эти лица испытывают к ребенку (как он это себе представляет).

В наборе имеются 68 карточек с эмоционально-положительными и эмоционально-отрицательными высказываниями и 18 карто­чек с высказываниями, свидетельствующими об избытке роди­тельской заботы, опеки. Все карточки пронумерованы, их вру­чают обследуемому в определенной последовательности.

Кроме того, карточки подразделяются на две группы: А и В.
 
В первой группе — 54 карточки с негативно- и позитивно-эмоциональ­ными высказываниями-обращениями к членам семьи (18),
са­мому себе (18) и господину Никто (18),
т. е. здесь идет речь о чувствах реальных. Например:

«Этого человека из нашей семьи я очень люблю»;

«Этот человек из нашей семьи мне приятен».

Во второй группе содержится по 16
карточек с отрицательно-и положительно-эмоциональными высказываниями, однако здесь отражены чувства лиц, окружающих ребенка, т. е. имеем дело с чувствами воображаемыми, например:

«Этот человек из нашей семьи меня крепко любит»;

«Этот человек из нашей семьи на меня часто злится»;

«Этот человек из нашей семьи на меня часто жалуется».

Процедура обследования состоит в выборе ребенком из набора фигур тех,
которые представляют членов его семьи, и добавлении к ним господина Никто. Фигуры прикрепляются к небольшим картонным коробкам.

После этого экспериментатор начинает играть с ребенком в «почту».
Он зачитывает высказывания, на­писанные на карточках, и отдает их ребенку. Получив карточку, обследуемый должен опустить ее
(выступает в роли почтальона) в «почтовый ящик» той фигуры, которой, по его мнению, адресо­вано это сообщение. Если «письмо», как считает ребенок, никому не подходит, оно опускается в коробку-ящик господина Никто.
Экспериментатор должен стремиться к тому, чтобы процедура об­следования
была максимально приближена к игровой ситуации.

«С.о.т.» позволяет раскрыть отношение ребенка к его бли­жайшим
родственникам, самому себе.
(см. Детской апперцеп­ции тест, Джексон тест семейных установок,
Жиля тест-фильм). Имеющиеся в зарубежной литературе данные
свидетельствуют о высокой надежности и валидности

«С.о.т.». Разработан вариант для обследования
детей дошкольного возраста.
Психологические тесты, для работы со школьниками | Просмотров: 1930 | Дата: 16.09.2013 | Комментарии (0)

Тест «Два домика»

Тест «Два домика» был придуман Виктором Жирински.
Он состоит из 4 этапов.


Первая стадия теста «Два домика» похожа на Тест семейных отношений (FRT),
во время которой ребенка просят перечислить членов его семьи. «Палочные» фигурки, изображающие их, быстро рисуются исследователем на листе чистой бумаги.

На второй стадии на листе бумаги последовательно рисуют два домика.
Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Психолог сначала рисует красный – хороший – дом. Инструкция к красному дому: «Посмотри на этот домик. Представь себе, что этот красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь поселить сюда себя и всех, кого захочешь. Кого бы ты хотел поселить в красный домик?

После того, как ребенок завершил, спрашиваем, всех ли он поселил в красном домике, кого хотел.

Далее рисуем некрасивый, кривой (!) черный домик. Инструкция к черному дому: «Посмотри, какой черный дом – и крыша покосилась, и стены какие-то неровные…И в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого бы ты хотел поселить здесь?»
Психолог записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Далее следует спросить про тех, кого ребенок забыл (из членов семьи, близких друзей, учительницу). Если какой-то значимый взрослый отсутствует, спрашиваем, не забыл ли кого-нибудь. Иногда маму ребенок воспринимает как нечто самой разумеющееся и забывает поселить ее в домике. Если сам ребенок не может вспомнить, кого он забыл, напоминаем про маму или другого члена семьи. Если вспоминает быстро, удивляется, что забыл, то это норма. Если ребенок мнется и не хочет селить родителя, то рассматриваем это как особенность.

На третьей стадии ребенка просят пригласить людей из «другого» дома переехать жить в тот дом, в котором живет он сам. Эти перемещения изображаются исследователем линиями, также отмечается порядок выбора и уходы.

На четвертой стадии
восстанавливается первоначальное расположение членов семьи по до­мам, и ребенка просят представить, что он хочет выселить кого-то из «своего» дома, то есть проводится обратная процедура.

Интерпретация результатов теста:

Интерпретация теста производится качественно. Интерпретируя результаты теста «Два домика», следует обратить внимание на то, сколько людей и кого ребенок поместил в красном и черном домиках; на последовательность поселения, на расположение жителей домика относительно самого ребенка, на спонтанные комментарии ребенка в процессе выполнения методики.

Если ребенок селит себя в черный дом – дети с нарушением самооценки.
Но обязательно спрашиваем, почему. Интерпретация ребенком своего решения очень важна. В этой методике мы узнаем о людях, которые в другой ситуации не будут упомянуты. Эта методика позволяет ранжировать окружающих людей по значимости. Если ребенок никого не селит в черный дом, важно спросить, почему. Это может говорить о запрете на отрицательные эмоции – это не является оптимальным для развития. Часто этот дом населяется бандитами или злодеями. Иногда в нем живут одноклассниками, которые чем-то обидели, воспитатели, которые наказывали.


Методика 1. Тестовая беседа для оценки психосоциальной зрелости.



Вопросы к беседе

1.Назови свою фамилию, имя, отчество.
2.Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3.Кем работает твоя мама (папа)?
4.Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
5.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
6.У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?
7.Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?
8.Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9.Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
10.Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11.Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
12.Почему снег бывает зимой, а не летом?
13.Что делают почтальон, врач, учитель?
14.Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15.Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
16.Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17.Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
18.Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19.Каких зверей ты знаешь, каких птиц?
20.Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?
21.Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
 
Обработка результатов


1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл.
Например, при ответе на п. 5: "Я девочка. А когда вырасту, буду тетей", - начисляется 1 балл.
Исключение составляют контрольные вопросы.
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, по неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные,
например: "Папа работает инженером на "Азоте",
"У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха - две".
Ошибочными считаются ответы: "Мама Люда", "Папа работает на работе", а также,
если ребенок путает времена года, их признаки, "больше - меньше" без наглядных примеров.
4. К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22.
Они оцениваются следующим образом: 4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла;
7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла;
10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл;
14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл;
22 -за правильный ответ "Попрошу прощения. Отдам свою", - 2 балла.
5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу
(что является наиболее благоприятным фактором),
другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.).
Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом
перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.

Общая оценка результатов.

Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком
по всем пунктам. "Школьно-зрелыми " считаются дети,
получившие в сумме 24-29 баллов,
средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами,
условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей,
получивших 15-19 баллов. Следует отметить, что по результатам данной методики школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим
трем методикам программы.

Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.



Общая оценка: ______________________________

Методика изучения произвольности внимания

Данная методика предназначена для диагностики такой важной
характеристики внимания как произвольность.
Описание методики.
Испытуемому дается следующая инструкция:
"Сейчас перед вами появится две таблицы, в одной из них расположено 25 чисел,
а другая таблица пустая. Вам надо найти в первой таблице самое маленькое
число и занести его во вторую таблицу.Потом ищете самое маленькое число из оставшихся, тоже заносите его во вторую таблицу и т.д. Ни в коем случае нельзя пропускать числа и делать какие-либо пометки в первой таблице.
Время на выполнение задания вам отводится 1 минута.
Во вторую таблицу вы заносите числа построчно. Вы все поняли?".
Необходимо удостовериться, что испытуемый действительно хорошо понял инструкцию, и только после этого проводить тестирование.
 
При обработке фиксируется количество безошибочно расположенных чисел.
В том случае,если испытуемый совершил ошибку в первых пяти числах -
ему предлагается повторить задание на другом варианте, при этом
сообщается инструкция: "Вы в самом начале допустили ошибку.
Пожалуйста,сосредоточьтесь и повторите задание с другой таблицей."
При этом учитываются результаты только по итогам второй попытки.
Нормой является 20-25 безошибочно расположенных чисел.

1-4 5-8 9-12 13-16