Главная » Доска объявлений » Психология » Арт-терапия

Арт-терапия Адаптация к школьному и дошкольному учреждению.
16.09.2013, 11:11
Рисуночный тест "Детский сад"

Адаптация ребёнка в детском саду - очень важный этап в жизни всей семьи. Успешная адаптация - залог дальнейшего посещения сада с удовольствием,
а не со слезами и бесконечными заболеваниями.

Адаптация в детском саду может занимать от недели до полугода.
После длительного пропуска или смены воспитателей и состава группы
адаптация происходит заново.

Иногда бывает сложно понять, насколько комфортно чувствует себя ребёнок
в детском саду. Часто бывает, что дети не хотят ходить в сад, плачут,
цепляются за маму и долго не заходят в группу. Иногда уже через 15 минут они забывают обо всем, включаются в игровой процесс и вечером не хотят идти домой. Очень важно выяснить, где находится причина негативного поведения
- в детском саду или вне его (в зависимости от мамы, в неуверенности в себе,
в ревности к младшему брату и т.д.).

Узнать, насколько успешно прошла адаптация ребёнка в детскому саду,
можно с помощью рисуночного теста "Детский сад". Тем более что интерпретация рисуночных тестов - процесс творческий и полезный для обеих сторон.
Малыш сможет выразить свои переживания и волнения, а вы
- посочувствовать и помочь ему.

Инструкция:
нарисуй себя в детском саду.
Никаких пояснений давать не надо, пусть ребёнок рисует то,
что он сам захочет.

По окончании рисунка можно задать вопросы:

Как там, в детском саду на этом рисунке?
(грустно или весело, хорошо или плохо)
Кто изображен на этом рисунке?
Что они делают?
Если никого нет, то где они?
Кто придет первым? Что он станет делать?
А что ты делаешь на рисунке? А что ты хотел бы делать?
Если тебя нет на рисунке, то где ты?

Ребёнок может вносить изменения в свой рисунок по ходу этих вопросов. Учитывайте это при интерпретации любых рисуночных тестов: изменения
- это желаемая, а не реальная ситуация. Например, сначала на рисунке
он играл один (нехватка общения),
а потом с Мишей (с ним он хотел бы дружить).

Интерпретация рисуночного теста "Детский сад"

1. Сюжет рисунка

Предполагаемые рисунки можно условно разделить на три группы:

1. Нарисовано только здание детского сада (внутри или снаружи).

2. Ребенок нарисовал только себя одного или всех, кроме себя.

3. Ребенок нарисовал себя и других людей (воспитателей, детей).

При интерпретации рисуночных тестов важно обращать внимание
на наличие на рисунках людей.
Если людей нет - это ВСЕГДА указывает на трудности в общении.
Это могут быть ситуативные трудности (только на этом рисунке) или постоянные
(на всех рисунках). При этом ребёнок может страдать по поводу нехватки
общения ("Со мной никто не дружит"), а может и вовсе не нуждаться
в друзьях (шизоидный тип характера).
Расширить круг общения полезно будет в обоих случаях, так как мы живем
в обществе и не можем обойтись без общения.

Итак, если на рисунке нет людей, то можно сказать, что адаптация ребёнка
в детском саду вообще не произошла. Скорее всего, ему там одиноко,
грустно, не с кем играть и т.д.. Предложите ему дополнить рисунок игрушками, растениями, животными, детьми, воспитателями, сказочными героями,
мультяшками - кем и чем угодно, лишь бы там появились радость, движение и жизнь.

Если на рисунке изображен только его автор или, наоборот, все кроме него
- то можно сделать вывод о том, что ему пока не удалось влиться в коллектив.
В таком случае можно предложить несколько вариантов развития событий:

Представь, что кто-то из ребят вернулся с прогулки и зашел к тебе в группу.
Кто это будет? Что он станет делать? Кто-то еще пришел с прогулки.
Кто это? Возьмёте его к себе в игру?
Представь, что ты пришел в группу, а там уже много ребят (как на рисунке).
Что бы ты стал делать? Во что играть? К кому бы подошел?
А еще к кому можно подойти?

Малыш может нарисовать себя на одном рисунке несколько раз:
стоит один у окна, сидит рядом с воспитательницей, рисует с Катей,
играет с Мишей и т.д. - так у него появится выбор, как повести
себя в той или иной ситуации.

Третий вариант - на рисунке 2 и более персонажей, включая самого автора. Ближняя или самая большая фигура - это наиболее значимый
для ребёнка человек в детском саду. Значимый - не значит близкий:
это может быть самый строгий воспитатель, злой обидчик или лучший друг.
Важно выяснить, какая ситуация изображена: дружественная, конфликтная, угрожающая и т.д. Если ситуация негативная - придумывайте выходы.
А если позитивная и комфортная, то, поздравляем, адаптация ребёнка
в детском саду прошла успешно!

2. Фигуры на рисунке

Интерпретация рисуночных тестов начинается с общего впечатления о рисунке, затем выясняется сюжет рисунка, а потом - переходим к графическим особенностям: изображению фигур, характеру линий, цветовому решению.

Если ребёнок нарисовал себя, стоящим на ковре, на земле - на какой-либо линии, это говорит о том, что он чувствует себя уверенно, "твёрдо стоит на ногах".
Если он развёрнут к другим людям лицом - это признак хорошей адаптации в коллективе детского сада, если спиной - плохой.

Если на рисунке присутствует воспитательница, то она играет важную роль
в жизни ребёнка. Но если у неё рот черный, открытый, с зубами - значит, Ваш малыш переживает из-за ее слов (замечаний, упрёков) и действий
(угроз, наказаний): боится, злится или обижается.
При этом часто оказывается, что воспитатель не говорит "ничего такого уж страшного". Но рисунок - это отражение восприятия ситуации с точки зрения ребёнка. Т.е. для одного малыша услышать в свой адрес
"Да что ж за дети-то такие бестолковые!" - ничего страшного,
а для другого - очень больно и обидно.

3. Цвета на рисунке

Цвета и штриховка - дополнительные показатели,
которые не стоит упускать из виду при интерпретации рисуночных тестов.

Цвета, указывающие на хорошую адаптацию ребёнка в детском саду:
желтый, оранжевый, розовый, голубой, синий, зеленый.
На плохую адаптацию - черный и серый.
А вот красный цвет может быть разным, поэтому лучше спросить у маленького художника, что значит для него тот или иной цвет:
"А красный цвет - он какой? Добрый или злой? Грустный или радостный?"

Усиленная штриховка, сильный нажим, перерисовывание и зачеркивание указывают на высокое напряжение и тревогу.
Обратите внимание, какие именно детали
(предметы, персонажи) ребёнок рисует с трудом.

Добавил: Валерия | | Теги: арт-терапия
Просмотров: 1002 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]