Главная » Доска объявлений » Психология » Арт-терапия |
ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ (1 часть)
25.01.2014, 20:39 | |
ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ Арт-терапевтическая форма работы позволяет: — создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих; — членам группы оказывать друг другу взаимную поддержку; — развивать у участников социальные навыки; — повышать их самооценку и укреплять личную идентичность; — развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам. ПРАВИЛА При проведении занятий соблюдались следующие правила. Ведущие не использовали принуждение, команды, указания, требования. Ребенок имел право работать в собственном темпе. Ребенок имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п. Ребенок имел право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-то по желанию, если это не противоречило социальным и групповым нормам. Был введен запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. ПЕРВЫЙ ЭТАП На первом этапе работы главной целью была адаптация детей к новым условиям жизни. Эти занятия состояли из двух частей. Первая включала группу арт-терапевтических упражнений из серии «Восприятие себя». Такие упражнения позволяют ребенку отразить свой биографический опыт, отношение к самому себе и способствуют глубокой рефлексии индивидуальных потребностей и чувств. Вторая часть была представлена играми-упражнениями («Молекулы», «Скульптор и глина», «Таможня», «Узнай меня» и т.д.), направленными на формирование первичных коммуникативных навыков. Темы занятий первого этапа 1. Мое имя 2. Метафорический портрет: я в образе растения 3. Метафорический портрет: я в образе животного 4. Метафорический портрет: я в образе предмета 5. Автопортрет 6. Что я люблю? 7. Мое настроение 8. Я в будущем 9. Рисунок вдвоем 10. Поздравительная открытка Арт-терапевтическим упражнениям предшествовала вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева. В начале каждого занятия обязательно разбирались возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми, и ведущими. Это обеспечивало достаточно широкий спектр выбора. На этом этапе полностью самостоятельный выбор нашим детям был пока недоступен. Это показали первые занятия: большинство участников стереотипно ориентировались на первые предложения более активных и развитых детей. После изобразительной деятельности ведущие побуждали детей к высказыванию своих чувств хотя бы на уровне «нравится — не нравится». У всех участников постепенно пробуждался интерес к изобразительному творчеству. Вначале многие боялись приступать к выполнению рисунков, отказывались рисовать красками, сомневались в результате, не верили в свои возможности. Но постепенно на смену страху пришло любопытство, а затем — и интерес к творческому самовыражению. Дети с удовольствием рисовали свое имя, себя в образе растения и цветка, автопортреты, свое настроение. Упражнение «Что я люблю» свелось к обсуждению гастрономических предпочтений участников. Изображение себя в образе животного и предмета вызвало у детей значительные затруднения с выбором объекта. Это связано с незрелостью мыслительных операций наших воспитанников, трудностями в возникновении у них ассоциаций и метафор. Большие проблемы вызвала работа в парах и упражнения, предполагающие коммуникацию. Здесь проявилось негативное восприятие детьми многих окружающих и их недоверие к миру. На некоторых занятиях дети не могли определить, кто с кем будет сидеть. Мы учитывали пожелания участников и разрешали им рассаживаться по двое, по трое и по одному. В течение занятия часть детей успевала выполнить несколько рисунков, другие же еле-еле могли закончить один, некоторые откладывали свои работы на следующий день. Часто дети экспериментировали с красками. Иногда они начинали рисовать яркими светлыми цветами, а затем брали темную краску и буквально до дыр замалевывали все пространство рисунка, делая это долго и с удовольствием. Как правило, следующий после этого рисунок был более светлым и спокойным. Иногда дети выражали желание уничтожить свое произведение (смять, разорвать). Мы не поощряли этого, но давали право ребенку самостоятельно распорядиться своим рисунком. На первых занятиях дети непроизвольно прибегали к сравнению своих и чужих работ. Причем у одних это сравнение было постоянно в свою пользу, а другие до слез расстраивались, глядя на более привлекательные, с их точки зрения, работы других детей. Ведущим стоило большого труда приучить своих подопечных к безоценочному взгляду, к умению видеть свои маленькие успехи и быть терпимыми. Ведущие старались создавать ситуации успешности для каждого ребенка на его уровне. Но так как все это проходило медленно и постепенно, на занятиях частенько случались небольшие драмы. Иногда ребенок покидал класс, где проходило занятие, но мы всегда давали ему возможность вернуться, и, как правило, он возвращался до конца занятия. Учитывая, что детям было очень трудно выражать и высказывать свои чувства другому человеку, мы ввели еще одного участника занятий — белую ворону Каркушу (кукла бибабо). Она начинала занятие, задавала каждому вопросы, беседовала с детьми, сглаживала острые ситуации, успокаивала, завершала занятие, ласково прощаясь лично с каждым ребенком. Дети полюбили Каркушу, воспринимали ее как живую, интересовались, где она спит ночью, что делает на каникулах, есть ли у нее дети. Они контактировали с Каркушей и с ведущими даже с большим желанием, чем со сверстниками. Серьезную обеспокоенность у нас вызвало проведение игровых упражнений, направленных на формирование первичных коммуникативных навыков. Дети с интересом включались в игру, но с трудом соблюдали очередь, капризничали, проявляли вербальную агрессию, не подчинялись правилам. Особенно следует отметить проблемы телесного контакта. Некоторые дети с трудом переносили прикосновения, всячески их избегали, другие же обнаруживали тенденцию «прилипания» ко взрослому. С этими проблемами мы решили поработать отдельно. Таким образом, наш опыт показал нецелесообразность использования на занятиях одновременно и арт-терапевтических, и игровых упражнений. | |
Просмотров: 931 | |
Всего комментариев: 0 | |