Главная » Доска объявлений » Психология » Арт-терапия

ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ (2 часть)
25.01.2014, 20:39
ВТОРОЙ ЭТАП

Этот этап арт-терапевтической программы посвятили развитию коммуникативных навыков, коррекции
привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей. Упражнения подбирались
таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.

Темы занятий второго этапа

1. Подарок: рисование двумя красками на мокром листе
2. Странное животное: рисование втроем
3. Каракули
4. Интервью-презентация
5. Повторялки
6. Кооперативное рисование
7. Рисунок вдвоем
8. Рисунок по кругу на свободную тему
9. Совместное тематическое рисование
10. Совместное свободное рисование

Структура занятия: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание.
Первое упражнение являлось подготовительным. Оно выполнялось каждым ребенком в отдельности, и он имел
возможность понаблюдать взаимодействие двух красок: синей и желтой, отметить качественно новый результат
такого взаимодействия — появление зеленого цвета. Далее была проведена групповая изобразительная игра
«Странное животное»: дети в группах по три человека, при участии ведущих, по очереди пририсовывали части
тела животного, не видя предыдущего рисунка. Обсуждение проходило живо и с юмором, однако после этого
многие выразили желание изобразить свое собственное странное животное в одиночку. Дружно и без конфликтов
прошли занятия, на которых дети рисовали друг для друга каракули, обменивались ими и создавали из них образы.

Вызвало интерес упражнение «Интервью-презентация». Дети брали интервью друг у друга и у ведущих,
а затем изображали самое, на их взгляд, важное и интересное. При этом некоторые посвятили свои рисунки
любимым ведущим, то есть все-таки опять взрослым. Упражнение «Повторялки», где дети по очереди повторяли
рисунки друг друга, то есть были в роли ведущего и ведомого, понравилось всем. При обсуждении выяснилось,
что большинству привычнее и комфортнее быть в роли подчиненного.

Упражнение «Кооперативное рисование» было посвящено рисованию сказки. Она была выбрана всеми
вместе — «Золушка». Каждому по жребию достался тот или иной герой. В конце занятия все рисунки расположили
по порядку и вспомнили сказку. Прием кооперативного рисования понравился детям и был затем повторен
в разных вариантах. Упражнение «Рисунок вдвоем» не получилось. Некоторые дети категорически отказывались
рисовать в парах, и им было предложено заменить это упражнение рисунком своего настроения. Выполнение упражнения
«Рисунок по кругу» напоминало конвейер. Многие совершали стереотипные операции. Одна девочка, вооружившись
карандашом и линейкой, на всех поступавших к ней листочках рисовала дорогу. Девочка, сидевшая вслед за ней,
«штамповала» цветочки вдоль дороги, а следующий ребенок пририсовывал в углу зайчика.
В результате многие рисунки получились почти одинаковыми, при этом дети были вполне довольны результатами.
Детям вообще больше нравится монотонная, пусть однообразная, но понятная и хорошо организованная работа.
А упражнения, требующие воображения и гибкости, вызывают у них раздражение и нежелание работать.
На заключительном занятии было проведено совместное рисование, темы были выбраны детьми
— «Весенний лес» и «Город мечты». Сначала детям активно помогали взрослые. Участники рисовали все,
что хотели, но остались очень недовольны результатом. Потом, по предложению ведущего,
ребята предварительно договорились о том, что будут изображать, и распределили между собой функции.
На этот раз они были удовлетворены полученным результатом.


Город своей мечты дети рисовали уже практически без участия взрослых. При этом нам было радостно наблюдать, как спокойно, дружелюбно и продуктивно они работали. Мы отмечали каждую мелочь: дети не толкались, не огрызались, просили друг у друга карандаши и ластики, и за все занятие даже никто ни на кого не обиделся! Завершилось занятие награждением участников.

БЕЗ ПООЩРЕНИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

Несколько слов о награждении. Первый раз поощряли детей в самом начале занятий за то, что они смогли преодолеть нежелание работать. Это навело на мысль использовать такую систему поощрений, которая выполняла бы коррекционную функцию. Выбрали жетонную систему. Чтобы получить желаемое вознаграждение, надо было «заработать» серию жетонов, которые выдавались за участие в выполнении упражнений. Так мы стимулировали воспитанников к регулярной работе, к преодолению привычки праздно проводить свободное время. Обратили внимание, что на первом этапе дети очень ревниво относились к успехам других и стремились сами получить поблажки, принизив заслуги товарищей. Но постепенно они привыкли сдерживать свои импульсивные желания. Ребята придирчиво следили за справедливостью в распределении жетонов. Нас порадовало, что иногда они указывали на наши ошибки не только по отношению к другим детям, но и к себе. В результате все получили маленькие награды (блокнотики, ластики, карандаши и т.д.). Хочется отметить, что в завершение программы дети, даже те, кто вначале был за уравниловку, смогли спокойно принять тот факт, что количество поощрений у всех разное.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу второго этапа стали отмечаться положительные сдвиги в поведении детей, гармонизацию их эмоциональной сферы, снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. Уже не было серьезных проблем с выбором партнеров для работы, дети легче и охотнее приступали к выполнению работы, почти прекратились вспышки агрессии, повысилась степень принятия своих и чужих рисунков, они стали более открыто и активно участвовать в обсуждении, вербально выражать свои чувства. Наиболее интеллектуально сохранные дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние своих товарищей, появилось сочувствие, эмпатия. Некоторые научились выражать одобрение и поддержку другим детям, радоваться чужому успеху, а также в случае необходимости призывать к приемлемому поведению и даже сглаживать конфликты. Таким образом, дети освоили новый для себя опыт общения и взаимодействия.

Подводя итог, можно отметить, что арт-терапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей с психической депривацией. Для получения устойчивых результатов необходимо включать арт-терапевтическую работу в комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие личности детей.
Добавил: Валерия | | Теги: арт-терапия
Просмотров: 1027 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]