Главная » Доска объявлений » Психология » Информация по психологии.

Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)
22.01.2013, 11:25
Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов,которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить"
с одинаковой ясностью.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру.
Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком
или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их.
Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах.
К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет
(как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой
и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых
ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади.
Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки,то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять,
изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей Если в три-четыре года внимание ребенка
привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты.
Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше,
он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы.
В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

 

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный
уровень сосредоточенности психики на объекте иливыполняемой деятельности.
Задание:
Разложить обрывки цветной бумаги в коробочки разного цвета.

Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток
во вторник и среду.
В эти дни целесообразно проводить по четыре урока,
а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется "облегченный день":
один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок
может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен
сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам.
Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

 

 

Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение.
Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень
слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

 

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраставажно формирование трех основных аттенционных умений.
1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
Например, в ходе игры детям дается сложное задание.
Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать".

У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи,

давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять
тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и
объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого,

то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию

вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.
2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать.

При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их.

Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются,

чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.
Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать
такие задания.
- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.
- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки,
которые ты будешь слышать.
- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину:
какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда.
На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя.
И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которыеускользали от твоего внимания.
- Сколько ступенек на лестнице?
- Сколько окон в комнате?
- Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую).

Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу).

Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки
и произнести "му-у").

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления.

Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям.

Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.
 

Автор: С.А. Минюрова

 

Добавил: Валерия | | Теги: Информация по психологии, развитие внимание младших школьнико
Просмотров: 1582 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]