Главная » Доска объявлений » Психология » Информация по психологии.

Обидчивый ребёнок(ч.2)
15.05.2012, 14:27


Личностные особенности обидчивых детей
Характерная отличительная черта таких малышей
— яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки,
отсутствие которой воспринимается ребенком как отрицание его самого Основная трудность обидчивых детей заключается
в восприятии окружающих как источника отрицательного, пренебрежительного отношения к ним. Вот весьма показательный пример.
Малышам дали задание рассказать что-нибудь о своем друге. Обычно дети, говоря о сверстниках,
называют их непосредственные описательные характеристики (веселый, ходит в красной кофточке,
красивый, поет, хулиганит и т.д.). У обидчивых детей подавляющее большинство высказываний касаются
только отношения других к их особе (дружит со мной или не дружит, делится или не делится, играет или не играет)
По существу, героем этих рассказов является не друг, а сам рассказчик. Например: "Я только с Люсей дружу.
Только она меня жалеет, играет со мной в разные игры, рассказывает мне разные истории. А все остальные со мной не дружат".
Еще одна интересная особенность обидчивых малышей — фантастический характер их рассказов.
Более чем в половине случаев эти дети выдумывают необыкновенных персонажей и нереальные истории.
Например, рассказывают о своей встрече с говорящей птицей, о спасении друга от злых чудовищ, о том,
как вместе с приятелем ловили дельфинов и китов и т.п. Своих реальных сверстников они будто не замечают.
В рассказах других детей подобных историй не встречается. Необидчивые дошкольники обычно рассказывают
о друзьях из группы детского сада и об обычных событиях из жизни.
Собственные фантазии, в которых обидчивый ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью)
закрывают от него реальность и замещают действительные отношения с другими детьми. Оценка своего "я"
и отношения к себе замещает для них непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними.
Самооценка обидчивых детей достаточно высока и мало отличается от показателей других детей.
Однако у этой группы детей наблюдаются значительные расхождения между тем, как он сам оценивает себя,
и как, с его точки зрения, его оценивают другие люди (родители и сверстники). Если папа и мама, по мнению ребенка,
относятся к нему примерно так же, как он сам относится к себе, то среди сверстников, как ему кажется, эта оценка гораздо ниже.
У остальных детей эти различия не столь выражены — они считают, что друзья и взрослые оценивают их примерно одинаково.
Таким образом, у обидчивых детей существует явное ощущение своей "недооцененности", непризнанности их достоинств
и собственной отверженности, которое не соответствует действительности, поскольку, как правило, обидчивые дети,
несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Заниженная оценка обидчивых детей
в глазах сверстников является результатом исключительно их собственных представлений.
Данный факт указывает на еще одну парадоксальную особенность таких детей. С одной стороны, они явно ориентированы
на положительное отношение к себе окружающих и всем своим поведением требуют постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания.
С другой — по их представлениям люди их недооценивают. И они постоянно настроены на негативное мнение других о себе.
В некоторых случаях они сами инициируют ситуации, в которых могли бы почувствовать себя отверженными, непризнанными,
и, обижаясь на сверстников, получают от этого своеобразное удовлетворение. Попадая в конфликтную ситуацию,
а порой — инициируя ее, обидчивые дети не пытаются разрешить трудное положение, а как бы "застревают" в ссоре
и погружаются в оценивание ее участников. Осуждение одних и оправдание других (главным образом себя) является
для них важным занятием, приносящим особое удовлетворение. Такой ребенок с удовольствием подчеркивает, как нехорошо
с ним поступили окружающие, как они виноваты перед ним. Обвинение других и оправдание себя в этом случае становится
самостоятельной задачей, более важной и привлекательной, чем разрешение конфликта. Малыш ограничивается осуждением,
обвинением обидчика, оправданием "жертвы", и даже не пытается найти какой-нибудь выход из проблемной ситуации.
Нередко в качестве решения выступает реакция обиды: "Я обиделся" — констатирует ребенок и уходит в сторону.
В отличие от этого дети, не склонные к обиде, в большинстве случаев предлагают либо конструктивные, либо агрессивные решения проблемы
.

Добавил: Валерия | | Теги: Информация по психологии
Просмотров: 707 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]