Общий портрет
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-
болезненные отношение ребенка к себе и самооценка. Он как бы фиксируется на собственном "я" и отношении к себе
со стороны окружающих. Подобная самососредоточенность порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении.
Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, "любимости". В то же время малыш приписывает
окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других.
Этот порочный круг чрезвычайно трудно разорвать. Ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает
себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Эти "зеркала" позволяют видеть только самого себя,
закрывая окружающий мир и других людей. Дело даже не в том, насколько правильно ребенок оценивает себя и свои возможности,
а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания
и препятствует нормальному развитию личности, порождает неизбежные проблемы в межличностных отношениях с другими людьми.
Как помочь ребенку Обычно родители, понимая особую ранимость своего обидчивого малыша, его обостренную потребность
в признании и уважении, стремятся удовлетворять эту потребность и как можно чаще хвалить и поощрять его. Однако потребность
в похвале невозможно полностью удовлетворить. Более того, любая оценка (как отрицательная, так и положительная)
фокусирует внимание ребенка на тех или иных качествах своего характера, на постоянном сравнении себя с другими.
В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент, соперник и источник
обиды. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним
из первых условий преодоления обидчивости. Несмотря на очевидность этого принципа, ему сложно следовать на практике.
Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания. Взрослым обычно кажется, что любовь к ребенку
выражается прежде всего в его похвале. Однако отсутствие оценок вовсе не означает общего безразличия к малышу.
Напротив, родительская любовь и доброжелательность — необходимые условия его воспитания,
и они не должны зависеть от конкретных успехов и достижений крохи. Взрослые должны стремиться
избавить малыша от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Он должен постоянно чувствовать
уважение к себе и доброжелательность окружающих. Только тогда маленький человечек будет ощущать уникальность,
бесценность своей личности, и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.
В практике дошкольного воспитания распространены и широко используются конкурсы, игры-соревнования, поединки
и состязания. Но обидчивым детям лучше не играть в такие игры, поскольку все они направляют внимание на собственные
качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и, в конечном итоге, — неоправданные ожидания и обиды.
Для преодоления обидчивости главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное
в его жизни и что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне.
Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом (играют, строят, разговаривают).
Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. "Сдвинуть" ребенка с такой "фиксированное"
на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая его внимание на творчество, созидание и полноценное общение.
Такие традиционные занятия, как рисование, лепка, конструирование, открывают богатые возможности для этого.
Малыш должен испытать удовольствие от самого процесса рисования или игры — не потому что он делает это лучше всех,
и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все делать вместе с другими. Интерес к сказкам, песенкам,
рассматриванию картинок тоже отвлечет ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих.
Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу.
Главной задачей является привлечение внимания ребенка к другому человеку и его различным проявлениям:
внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того,
чтобы уважать или не уважать его. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры,
в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии.
Это прежде всего ролевые, хороводные игры, простые игры с правилами и т.д. Подобные занятия дают возможность обидчивому ребенку
видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно такие отношения порождают сочувствие, сопереживание,
умение радоваться чужим успехам и помогают избежать обиды. Конечно, все это, особенно на первых порах,
требует от взрослых участия, а значит, времени и сил. Но следует помнить,
что дошкольный возраст (до 6-7 лет) — этап чрезвычайно интенсивного формирования личности, самосознания и отношения к окружающим.
В этот период еще возможно снять фиксацию на себе и преодолеть различные трудности в отношениях с другими, в том числе и обидчивость.
По мере взросления ребенка сделать это будет все труднее...
Елена Смирнова профессор, доктор . психологических наук.
|