Как создают чувство вины - Психология влияния - Психология - Юмор - Записки Зануды
Главная » Доска объявлений » Психология » Психология влияния

Как создают чувство вины
20.05.2015, 20:12
0.jpg

Согласно теории В. Лефевра, в каждом человеке заложена рефлекс-матрица одной из двух систем поведения.
Либо ждать агрессии со стороны других людей и быть готовым дать отпор и победить
(уступка и проигрыш в таком выборе равноценны потере лица и самоуважения), либо искать точек согласия
и понимания с попытками перевода противостояния в доброжелательный диалог (тогда уже конфликт расценивается как потеря лица и самоуважения)
Существуют универсальные способы психологического давления на собеседника, имеющие целью вызвать чувство вины.
1) «обобщающие» высказывания, которые в принципе проверить невозможно, а потому бессмысленно обсуждать.
Например: «Все мужчины подлецы», «Все женщины обманщицы»
2) генерализации (расширенные обобщения):
а) переносимые на группы людей: «Работы здесь на полчаса. Но ведь они старики»
– скрытая генерализация: «Старики не в состоянии выполнить даже и легкую работу»;
б) расширения во времени: «всегда», «постоянно», «вечно»; например: «От тебя всегда ждешь подвоха», «Вечно ты…»;
3) неявное указание на нарушение общепринятой нормы: «Вы даже дверь за собой не закрыли» давит сильнее,
чем простое указание «Закрой дверь»;
4) расширение сообщения:«Он ведь не знает английского!»,
«Она и училась-то заочно» (читай – неполноценное образование);
5) замещение субъекта действия: «Начальство не простит нас…»,
6) подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными и наоборот:
«товары секонд-хенд» вместо «вещи, бывшие в употреблении» или того хуже – «с чужого плеча»;
7) ложная аналогия: «“Вольво”: автомобиль для людей, которые мыслят»
8) тематическое переключение: «Ну как, ты говорил с начальником?» – «А почему у тебя такой тон?»;
9) неявные допущения, вводимые в сообщение: «Как вы понимаете, я не могу это сделать»
10) допущения типа «ясно и очевидно»: «Пойдешь с нами?»
– «Куда мне теперь деваться…» или «А у меня есть выбор?»
– очевидный намек на принуждение и в итоге – снятие с себя ответственности и вины за последствия.
«Ты что, трус?» Это одна из распространенных манипуляций.
Перекладывание своей вины на других
Вот несколько типичных примеров:
• Женщина всегда такова, каков находящийся рядом с ней мужчина.
• Каждый народ имеет такое правительство, какого он достоин.
• Нет плохих учеников (студентов), есть плохие учителя (преподаватели).
Этот коронный ход какого-то анонимного софиста убаюкивает все поколения школьной и вузовской «серой массы».
• Нет плохих работников, есть плохие руководители («рыба тухнет с головы»).
Этот многозначительный довод оправдывает спокойное существование «офисного планктона».
• Нет слабых диссертаций, просто мало связей или много врагов у диссертанта и его руководителя.
Какое остроумное спасение любой «провальной» ситуации!
Добавил: Валерия | | Теги: Психология влияния
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]