(По публикациям А.Мелик-Пашаева и З.Новлянской)
Рекомендации для родителей и педагогов
1. Предложите ребенку описать какой-нибудь привычный, простой предмет -
ну, хотя бы свой письменный стол.
2. Сказочно-игровая ситуация. Предметы "оживают". Предложить детям угадать,
какой характер у морской раковины, у самодельного ежика, у колокольчиков разной формы
и с разными голосами. Что и как они сказали бы,
если бы могли вступить в беседу с детьми и друг с другом?
3. Рассказ от имени солнца, леса, воды, огня.
4. Двое детей импровизируют диалог других животных, например, крокодила и обезьяны.
Желательно с куклами.
5. Описать одну и ту же ситуацию с точки зрения разных ее участников,
интересы которых могут быть и противоположными.
К примеру, с точки зрения Кота и с точки зрения Воробья в клетке.
6. Прочтите начало хорошей сказки и обсудите с детьми, чего можно ждать
в дальнейшем: появления героев и красавиц, приключений и чудес или характерных персонажей
(простаков и хитрецов и т.д.) Обратите внимание детей на речевые характеристики персонажей.
7. "Бесконечное предложение". Каждый по очереди прибавляет к начатому кем-то предложению
следующее слово, эаботясь лишь о том, чтобы фраза не потеряла смысла.
Новые слова можно вставлять в любое место предложения, но при этом нужно помнить
и воспроизводить все, придуманное ранее.
8. Предложить темы для рисунка или рассказа: "Тревожный закат", "Ветер-озорник",
"Внезапный снег", "Печальные сумерки"... и т.д.
9. Попросите рассказать о том, как шумит весенний бурный ливень и как - скучный, мелкий осенний дождик.
Обсудите с детьми, выразительны ли детали, удачен ли выбор слов, точны ли оттенки их значений,
подходящий ритм фраз, выразительно ли их звучание. Дети должны понять в результате обсуждения,
что в рассказе не должно быть ничего безразличного, нейтрального по отношению к замыслу.
10. Описать яблоко (или горбушку черного хлеба/ сначала с точки зрения заболевающего
(или сытого) человека, а затем - с точки зрения выздоравливающего (или проголодавшегося).
11. Описать аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки,
которая там плавает, и хозяйского кота. Или - увидеть какой-нибудь предмет, например,
зеркало, глазами птицы, собаки, совсем маленького ребенка...
12. Вставить в стихотворную строчку пропущенное слово.
13. Вставить отрывок из стихотворения на заданную тему (утро, вечер, дождь, радуга, праздник, и т.д.)
14. Предложить придумать рассказ или литературный этюд по знакомой фотографии.
15. Вставить пропущенные эпитеты в заранее подготовленный текст.
16. Вот две морковки. Одна - тяжелая, большая... Другая - тоненькая...
Пусть дети, вглядываясь в их внешние черты, попробуют угадать "характер"
каждой из этих морковок, дадут им подходящие имена, расскажут об их судьбе
"с их точки зрения", воспроизведут их воображаемый диалог и т.п. А потом
- уже по памяти - пусть изобразят их, чтобы явственно читался "характер".
|