Главная » Доска объявлений » Психология » Тесты - рисунки

Мама, папа, я. Какая мы семья.
03.02.2012, 14:26
«Руки, ноги, огуречик - вот и вышел человечек!»

У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная их функция: цепляться за маму, устанавливая с ней тесный контакт. И лишь пережив отрыв от матери, малыш открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются нормальные руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше.

Это означает, что ребенок видит себя (или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи: в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.

Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка, находятся в психологическом контакте. Например, на рисунке 3 папа находится в более тесном психологическом контакте со своей машиной, а не с мамой и ребенком.

Ноги символизируют опору в
реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле изображенный герой.

Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это, как правило, сигнализирует о каком-то детском страхе. Как
вариант, боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.

Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Чаще его можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Линии, не доведенные снизу и со стороны шеи, - недостаточный контроль над собственными влечениями.

>«А для чего тебе такие большие уши?»

Казалось бы, такие мелкие детали, как глаза, рот, уши, трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ: «Чтобы слышать!» Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а, прежде всего, критические замечания и мнение о себе.
Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А тот, кто «без ушей», вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего, орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. В то же время это не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких родственников нарисованы еще большие уши, чтобы... слушаться.

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же она появляется и что символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.

Так что тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен.

Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама!»

Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный герой мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый «головастый».

>«Кто сидел на моем большом стуле?»

И еще несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они необязательно означают отсутствие эмоционального контакта с тем или иным членом семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы в жизни семьи.
Так, на одном рисунке малыш изобразил три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

А напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому, если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.

Опираясь на вышесказанное, родители могут научиться символическому толкованию рисунков.

Если в рисунке вам покажется что-то совсем уж неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» вместе с малышом в руки профессионала.
Добавил: Валерия | | Теги: Тесты-рисунки
Просмотров: 1243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]