Главная » Доска объявлений » Психология » Тесты - рисунки |
тест «Рисунок малой группы» 2 часть
03.02.2012, 13:27 | |
4. Отражение в рисунках лиц, влияющих на групповой процесс или имеющих высокий статус в группе Даже в рисунках вариантов А и Б, с низкой диагностической ценностью, респонденты иногда выделяют наиболее активных и общительных членов группы, изображая их с подчеркиванием линии губ, улыбающихся. Однако факторы лидирования, высокого рейтинга, исследованные при помощи социометрического опроса, отражены не во всех рисунках наших обследуемых. По нашему мнению, только отдельные члены обследуемых групп имеют «чувствительность» к групповому процессу и поэтому отражают его в своих рисунках. В таких рисунках иногда фигурирует выраженная вертикальная или пирамидальная структура группы. Наиболее значимые, по мнению респондента, члены группы изображены в верхней части группового символа. В некоторых рисунках с символическим изображением группы, наиболее активные члены имеют более выраженную прорисовку. На рисунке, где группа нарисована в виде кустарника, некоторые его ветви, обозначающие отдельных участников группы, являются более яркими и сильными. На одном из рисунков обследуемая изобразила самых значимых, по ее мнению, ребят из своей группы вместе с собой в центре рисунка, все остальные же нарисованы в отдалении по краям листа. Некоторые респонденты, изображают всю группу в виде выделенной фигуры наиболее значимого ее члена. 5. Отражение в рисунках руководителей групп и лиц, от которых зависит группа Как правило, в учебных группах преподаватели не изображаются на рисунке группы. Это указывает на то, что они не ассоциируются респондентами с понятием группы. В наших исследованиях только несколько раз они оказывались изображенными на рисунке, да и то в том случае, когда преподаватель был психологом и проводил групповые занятия, а данное исследование проходило на этих занятиях. В этих случаях он изображен на рисунке в соответствии со своим пространственным расположением при проведении занятий, в соответствии со своей значимостью в структуре группы или выполняющий определённую функцию в группе. В некоторых рисунках изображение преподавателя ( мастера ) отражало всю группу в целом. В данном случае явно просматривается конформная тенденция авторов рисунка. Наиболее интересные результаты были получены, когда было предложено респондентам отобразить после завершения рисунков положение преподавателей в виде точек. Символы преподавателей некоторые респонденты располагали на разном расстоянии по отношению к основной структуре группы. Наряду с явным негативизмом по отношению к отдельным преподавателям, некоторые из них изображались в центре группового комплекса, рядом с ним, или на его вершине, что указывает на их явное предпочтение другим и что подтвердилось при собеседовании. Чаще всего это были одни и те же лица на рисунках нескольких респондентов, но не обязательно. Иногда, среди предпочитаемых преподавателей у некоторых респондентов были те, которые отвергались другими. 6. Отражение в рисунках проблем группы и взаимоотношений между ее членами Не все рисунки пригодны для выявления внутригрупповых процессов и взаимоотношений. Как уже отмечалось выше, часть рисунков несли явно формализованный характер. У части респондентов отмечается выраженная реакция сопротивления на тестирования и они изображают членов группы в виде слабо дифференцированных человечков или символов, расположенных рядами или с отражением их пространственной локализации в момент проведения исследования или проведения групповых занятий. Подобную защитную реакцию на проведение исследования можно в какой-то мере упразднить, если проводить его анонимно. Правда, в этом случае будут потеряны данные по индивидуальной диагностике. Часть рисунков данной категории (варианты А, Б, В) отражают, по-видимому, не защитную реакцию, а незаинтересованность респондента в деятельности группы, во взаимодействии с ее членами, слабую чувствительность к внутригрупповым процессам или их непонимание. Эти рисунки также значимы только для индивидуальной диагностики личности респондента, а также для выявления того, кто из членов группы является предпочитаемым, а кто отвергаемым. Для части респондентов проблемы группы явились очень актуальными, и они отразили их сознательно или неосознанно, хотя инструкцией это не было оговорено. Иногда респонденты отражали общую направленность деятельности своего коллектива. В других случаях они выделяли наиболее активных членов группы через более явную прорисовку их фигур (символов) или их улыбающихся губ. Особенно важны те рисунки, где обследуемые отразили членов группы в виде иерархической структуры или пространственно организованных подгрупп. Необходимо отметить, что разными респондентами иерархическая структура одной группы отражается по-разному. На основании этого можно предположить, что иерархия и лидерство в группе являются весьма относительными факторами для некоторых членов группы. Наиболее важные результаты были получены, когда респондентов попросили вписать в готовый рисунок «забытых» членов группы и значимых для деятельности группы лиц (например, преподавателей). Очень часто вновь вписанные члены группы или значимые для ее деятельности лица имели четкую пространственную ориентацию по принципу удаления или близости по отношению к ранее нарисованной структуре группы. Большой интерес вызывают те лица, которые были изображены далеко от группы, а иногда и на оборотной стороне листа. К ним респонденты относились явно негативно, что подтвердилось при собеседовании. Однако такое предпочтение или явная антипатия носила часто индивидуальный характер. Правда, в некоторых группах это было одно и тоже лицо - преподаватель или член группы. Можно отметить также, что даже в случае вариантов А, Б, В респонденты часто «забывали» о своей установке на сопротивление тестированию и вновь вносимые символы членов группы размещали по принципу «близко-далеко», «выше-ниже» по отношению к группе. 7. Отражение в рисунках себя Некоторые обследуемые располагают себя в наиболее значимом верхне-левом углу листа, улыбающимися, иногда очень тщательно прорисованными, расположенными среди других членов группы, что указывает на хорошее взаимоотношение с членами группы, самодостаточность, оптимизм. Часть респондентов на рисунке отделяются от группы, изображая себя в виде точки в наименее значимом нижне-правом углу листа или в стороне от группы, а часть вовсе не изображает себя. Нужно заметить, что данные результаты требуют тщательного анализа и могут являться ценным материалом при проведении индивидуальной психодиагностики и психокоррекции. В некоторых рисунках, полученных при проведении эксперимента, авторы изображают себя как часть чего-то целого, никак не дифференцируя по отношению к группе. Такое изображение говорит о пассивной роли данного человека в групповом процессе. В таких рисунках ценность при психодиагностике отдельных индивидов снижается. В целом проективный тест «Рисунок малой группы» обладает следующими особенностями Не все респонденты способны отражать в своих рисунках групповые проблемы и внутригрупповые взаимоотношения. Чаще это бывают лица с повышенной защитной реакцией на тестирование, не заинтересованные в деятельности группы и во взаимодействии с ее членами или со слабой чувствительностью к внутригрупповым процессам. Однако практически во всех рисунках можно обнаружить кто из членов группы являются более или менее привлекательными для респондента. Тест «Проективный рисунок группы» помогает выявить лиц более или менее чувствительных к отражению групповых процессов, что по нашему мнению является важной личностной характеристикой, знание которой необходимо при профотборе. В полученных нами рисунках часто выявляются личностные проблемы исследуемых лиц, что очень важно для оказания адекватной помощи по их разрешению. Общий анализ рисунков всех членов группы позволяет выяснить внутригрупповые процессы и проблемы, что может способствовать их разрешению и улучшению социально-психологического климата коллектива. Так как иерархичная структура одной и той же группы разными респондентами отражается в рисунках по-разному, то можно сделать вывод, что иерархия и лидерство в группе являются факторами весьма относительными. Следовательно, при помощи теста «Проективный рисунок группы» психолог имеет возможность выяснить наличие, так называемых, скрытых лидеров в группе и спрогнозировать возможную смену лидеров при изменившейся ситуации. | |
Просмотров: 1641 | |
Всего комментариев: 0 | |