Главная » Доска объявлений » Психология |
Информация по психологии. [53] |
Советы психолога [99] |
Психология личности [3] |
Психология общения [16] |
Психология влияния [15] |
Психология эмоций [26] |
Психология поведения [12] |
Психология конфликта [0] |
Развивающие упражнения [2] |
Общие тесты [35] |
Развивающие игры [9] |
Школьные игры [9] |
Психологические тесты, для работы со школьниками [16] |
Тесты - рисунки [48] |
Арт-терапия [31] |
арт-терапия (видео) [2] |
Мандалы для раскраски [4] |
Мандалы для релаксации [11] |
Музыка для релаксации [5] |
Язык телодвижений [11] |
Психологические тренинги (видео) [1] |
Психологические фильмы [23] |
Видеоролики рабочие [26] |
Анатолий Кашпировский [7] |
Гипноз [1] |
В разделе объявлений: 465 Показано объявлений: 257-260 |
Страницы: « 1 2 ... 63 64 65 66 67 ... 116 117 » |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЯ Упражнение «Зеркало» Первый вариант — один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача последнего — повторять движения лидера как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения партнерами чувств и переживаний происходит обмен ролями. В конце упражнения выясняется, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее и т.д. Второй вариант — использование тактильного контакта рук. Участникам необходимо встать друг напротив друга, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуждается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции? При повторении упражнения тактильный контакт можно усилить (соединить ладони). Упражнение «Рисование в воздухе» Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге. В последнем случае характер движений и темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы. Упражнение «Слепой — поводырь» Задача «слепого» — закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное — невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть сознательным, если все участники разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения ощущений полезно повторить упражнение со случайно найденными «поводырями». После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее. Упражнение «Путаница» Оно выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие. Может использоваться на любом арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на первом и заключительном. Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры — это ноги двух участников, пятая — две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной. Затем арт-терапевт соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась «путаница». Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение имеет глубокий арт-терапевтический смысл и замечательно настраивает на дальнейшую работу в группе, задает доброжелательный тон. Упражнение «Прогулка по...» Это может быть, например, прогулка по пространству тетрадного листа. Участникам предлагается представить себя одинокими буквами и прогуливаться по листу, не нарушая поля и границы. По сигналу арт-терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится. Заметим, что некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на вопрос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Сказанное особенно характерно для детей с дисграфией. При повторе можно посоветовать участникам-«буквам» объединиться в слова, имена и проч. «Прогулка» может быть свободной, когда человеку предлагается просто почувствовать свое тело при выполнении разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве комнаты. Постепенно упражнение усложняется. К примеру, продолжая прогуливаться, участники должны имитировать встречу. В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт-терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать, отпрыгивать и т.п. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...» Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название. Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше). Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов. Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас? Групповое рисование по кругу На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве». Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга. |
Групповая арт-терапия. Перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата. Вот эти принципы: 1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников. 2. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер. 3. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих. 4. При отсутствии желания принимать активное участие в выполнении упражнения можно не принимать в нем участие. 5. Каждому из участников на сеансе арт-терапии должно быть комфортно. 6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего. Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения. Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса). Упражнения, выполняемые в группах: 1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение "Индивидуальное рисование” позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом. Для проведения упражнения "Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения – 60 минут. Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния. Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается. Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки). 2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования человека к творческой работе. Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения – от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы – пластилин и глина. Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте). Далее каждый участник из глины начинает "создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп. 3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы. Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы – цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения – 60 минут. Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника – дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе. |
Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок» Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки. «Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета? |
Работа с глиной, пластилином, тестом и воском Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим. Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами. Создаем и разрисовываем фигуры из глины. Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов. Создаем глиняные амулеты и обереги. За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию. |