Главная » Доска объявлений » Психология

Информация по психологии. [53]
Советы психолога [99]
Психология личности [3]
Психология общения [16]
Психология влияния [15]
Психология эмоций [26]
Психология поведения [12]
Психология конфликта [0]
Развивающие упражнения [2]
Общие тесты [35]
Развивающие игры [9]
Школьные игры [9]
Психологические тесты, для работы со школьниками [16]
Тесты - рисунки [48]
Арт-терапия [31]
арт-терапия (видео) [2]
Мандалы для раскраски [4]
Мандалы для релаксации [11]
Музыка для релаксации [5]
Язык телодвижений [11]
Психологические тренинги (видео) [1]
Психологические фильмы [23]
Видеоролики рабочие [26]
Анатолий Кашпировский [7]
Гипноз [1]

В разделе объявлений: 465
Показано объявлений: 253-256
Страницы: « 1 2 ... 62 63 64 65 66 ... 116 117 »

Мандалы — это «щиты тишины»   от шума и стресса наших будней.













Мандалы для релаксации | Просмотров: 795 | Дата: 31.01.2014 | Комментарии (0)


Важные детали

Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».
Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье.
Родные отделены друг от друга перегородками –возможный признак проблемах в общении.
Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».
На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими.
Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?»
Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет:
«не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

Манера письма

Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.
Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.
Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.
Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.
Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Палитра – зеркало души

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями.
Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция;
коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Тесты - рисунки | Просмотров: 1163 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

ВТОРОЙ ЭТАП

Этот этап арт-терапевтической программы посвятили развитию коммуникативных навыков, коррекции
привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей. Упражнения подбирались
таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.

Темы занятий второго этапа

1. Подарок: рисование двумя красками на мокром листе
2. Странное животное: рисование втроем
3. Каракули
4. Интервью-презентация
5. Повторялки
6. Кооперативное рисование
7. Рисунок вдвоем
8. Рисунок по кругу на свободную тему
9. Совместное тематическое рисование
10. Совместное свободное рисование

Структура занятия: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание.
Первое упражнение являлось подготовительным. Оно выполнялось каждым ребенком в отдельности, и он имел
возможность понаблюдать взаимодействие двух красок: синей и желтой, отметить качественно новый результат
такого взаимодействия — появление зеленого цвета. Далее была проведена групповая изобразительная игра
«Странное животное»: дети в группах по три человека, при участии ведущих, по очереди пририсовывали части
тела животного, не видя предыдущего рисунка. Обсуждение проходило живо и с юмором, однако после этого
многие выразили желание изобразить свое собственное странное животное в одиночку. Дружно и без конфликтов
прошли занятия, на которых дети рисовали друг для друга каракули, обменивались ими и создавали из них образы.

Вызвало интерес упражнение «Интервью-презентация». Дети брали интервью друг у друга и у ведущих,
а затем изображали самое, на их взгляд, важное и интересное. При этом некоторые посвятили свои рисунки
любимым ведущим, то есть все-таки опять взрослым. Упражнение «Повторялки», где дети по очереди повторяли
рисунки друг друга, то есть были в роли ведущего и ведомого, понравилось всем. При обсуждении выяснилось,
что большинству привычнее и комфортнее быть в роли подчиненного.

Упражнение «Кооперативное рисование» было посвящено рисованию сказки. Она была выбрана всеми
вместе — «Золушка». Каждому по жребию достался тот или иной герой. В конце занятия все рисунки расположили
по порядку и вспомнили сказку. Прием кооперативного рисования понравился детям и был затем повторен
в разных вариантах. Упражнение «Рисунок вдвоем» не получилось. Некоторые дети категорически отказывались
рисовать в парах, и им было предложено заменить это упражнение рисунком своего настроения. Выполнение упражнения
«Рисунок по кругу» напоминало конвейер. Многие совершали стереотипные операции. Одна девочка, вооружившись
карандашом и линейкой, на всех поступавших к ней листочках рисовала дорогу. Девочка, сидевшая вслед за ней,
«штамповала» цветочки вдоль дороги, а следующий ребенок пририсовывал в углу зайчика.
В результате многие рисунки получились почти одинаковыми, при этом дети были вполне довольны результатами.
Детям вообще больше нравится монотонная, пусть однообразная, но понятная и хорошо организованная работа.
А упражнения, требующие воображения и гибкости, вызывают у них раздражение и нежелание работать.
На заключительном занятии было проведено совместное рисование, темы были выбраны детьми
— «Весенний лес» и «Город мечты». Сначала детям активно помогали взрослые. Участники рисовали все,
что хотели, но остались очень недовольны результатом. Потом, по предложению ведущего,
ребята предварительно договорились о том, что будут изображать, и распределили между собой функции.
На этот раз они были удовлетворены полученным результатом.


Город своей мечты дети рисовали уже практически без участия взрослых. При этом нам было радостно наблюдать, как спокойно, дружелюбно и продуктивно они работали. Мы отмечали каждую мелочь: дети не толкались, не огрызались, просили друг у друга карандаши и ластики, и за все занятие даже никто ни на кого не обиделся! Завершилось занятие награждением участников.

БЕЗ ПООЩРЕНИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

Несколько слов о награждении. Первый раз поощряли детей в самом начале занятий за то, что они смогли преодолеть нежелание работать. Это навело на мысль использовать такую систему поощрений, которая выполняла бы коррекционную функцию. Выбрали жетонную систему. Чтобы получить желаемое вознаграждение, надо было «заработать» серию жетонов, которые выдавались за участие в выполнении упражнений. Так мы стимулировали воспитанников к регулярной работе, к преодолению привычки праздно проводить свободное время. Обратили внимание, что на первом этапе дети очень ревниво относились к успехам других и стремились сами получить поблажки, принизив заслуги товарищей. Но постепенно они привыкли сдерживать свои импульсивные желания. Ребята придирчиво следили за справедливостью в распределении жетонов. Нас порадовало, что иногда они указывали на наши ошибки не только по отношению к другим детям, но и к себе. В результате все получили маленькие награды (блокнотики, ластики, карандаши и т.д.). Хочется отметить, что в завершение программы дети, даже те, кто вначале был за уравниловку, смогли спокойно принять тот факт, что количество поощрений у всех разное.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу второго этапа стали отмечаться положительные сдвиги в поведении детей, гармонизацию их эмоциональной сферы, снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. Уже не было серьезных проблем с выбором партнеров для работы, дети легче и охотнее приступали к выполнению работы, почти прекратились вспышки агрессии, повысилась степень принятия своих и чужих рисунков, они стали более открыто и активно участвовать в обсуждении, вербально выражать свои чувства. Наиболее интеллектуально сохранные дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние своих товарищей, появилось сочувствие, эмпатия. Некоторые научились выражать одобрение и поддержку другим детям, радоваться чужому успеху, а также в случае необходимости призывать к приемлемому поведению и даже сглаживать конфликты. Таким образом, дети освоили новый для себя опыт общения и взаимодействия.

Подводя итог, можно отметить, что арт-терапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей с психической депривацией. Для получения устойчивых результатов необходимо включать арт-терапевтическую работу в комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие личности детей.
Арт-терапия | Просмотров: 1027 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)


ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ

Арт-терапевтическая форма работы позволяет:

— создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;
— членам группы оказывать друг другу взаимную поддержку;
— развивать у участников социальные навыки;
— повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;
— развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.

ПРАВИЛА

При проведении занятий соблюдались следующие правила.

Ведущие не использовали принуждение, команды, указания, требования.
Ребенок имел право работать в собственном темпе.
Ребенок имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п.
Ребенок имел право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-то по желанию, если это не противоречило социальным и групповым нормам.
Был введен запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой,
не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе работы главной целью была адаптация детей к новым условиям жизни. Эти занятия состояли из двух частей.

Первая включала группу арт-терапевтических упражнений из серии «Восприятие себя». Такие упражнения позволяют ребенку
отразить свой биографический опыт, отношение к самому себе и способствуют глубокой рефлексии индивидуальных потребностей и чувств.

Вторая часть была представлена играми-упражнениями («Молекулы», «Скульптор и глина», «Таможня», «Узнай меня» и т.д.),
направленными на формирование первичных коммуникативных навыков.

Темы занятий первого этапа

1. Мое имя
2. Метафорический портрет: я в образе растения
3. Метафорический портрет: я в образе животного
4. Метафорический портрет: я в образе предмета
5. Автопортрет
6. Что я люблю?
7. Мое настроение
8. Я в будущем
9. Рисунок вдвоем
10. Поздравительная открытка

Арт-терапевтическим упражнениям предшествовала вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева.
В начале каждого занятия обязательно разбирались возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми,
и ведущими. Это обеспечивало достаточно широкий спектр выбора. На этом этапе полностью самостоятельный выбор
нашим детям был пока недоступен. Это показали первые занятия: большинство участников стереотипно ориентировались
на первые предложения более активных и развитых детей. После изобразительной деятельности ведущие побуждали
детей к высказыванию своих чувств хотя бы на уровне «нравится — не нравится».

У всех участников постепенно пробуждался интерес к изобразительному творчеству. Вначале многие боялись
приступать к выполнению рисунков, отказывались рисовать красками, сомневались в результате, не верили в свои возможности.
Но постепенно на смену страху пришло любопытство, а затем — и интерес к творческому самовыражению.
Дети с удовольствием рисовали свое имя, себя в образе растения и цветка, автопортреты, свое настроение.
Упражнение «Что я люблю» свелось к обсуждению гастрономических предпочтений участников. Изображение себя
в образе животного и предмета вызвало у детей значительные затруднения с выбором объекта. Это связано
с незрелостью мыслительных операций наших воспитанников, трудностями в возникновении у них ассоциаций и метафор.

Большие проблемы вызвала работа в парах и упражнения, предполагающие коммуникацию. Здесь проявилось
негативное восприятие детьми многих окружающих и их недоверие к миру. На некоторых занятиях дети не могли определить,
кто с кем будет сидеть. Мы учитывали пожелания участников и разрешали им рассаживаться по двое, по трое и по одному.
В течение занятия часть детей успевала выполнить несколько рисунков, другие же еле-еле могли закончить один,
некоторые откладывали свои работы на следующий день. Часто дети экспериментировали с красками.
Иногда они начинали рисовать яркими светлыми цветами, а затем брали темную краску и буквально до дыр замалевывали
все пространство рисунка, делая это долго и с удовольствием. Как правило, следующий после этого рисунок был более светлым и спокойным.

Иногда дети выражали желание уничтожить свое произведение (смять, разорвать). Мы не поощряли этого, но давали
право ребенку самостоятельно распорядиться своим рисунком. На первых занятиях дети непроизвольно прибегали
к сравнению своих и чужих работ. Причем у одних это сравнение было постоянно в свою пользу, а другие до слез расстраивались,
глядя на более привлекательные, с их точки зрения, работы других детей. Ведущим стоило большого труда приучить
своих подопечных к безоценочному взгляду, к умению видеть свои маленькие успехи и быть терпимыми. Ведущие старались
создавать ситуации успешности для каждого ребенка на его уровне. Но так как все это проходило медленно и постепенно,
на занятиях частенько случались небольшие драмы. Иногда ребенок покидал класс, где проходило занятие, но мы всегда
давали ему возможность вернуться, и, как правило, он возвращался до конца занятия.

Учитывая, что детям было очень трудно выражать и высказывать свои чувства другому человеку, мы ввели еще одного
участника занятий — белую ворону Каркушу (кукла бибабо). Она начинала занятие, задавала каждому вопросы,
беседовала с детьми, сглаживала острые ситуации, успокаивала, завершала занятие, ласково прощаясь лично с каждым ребенком.
Дети полюбили Каркушу, воспринимали ее как живую, интересовались, где она спит ночью, что делает на каникулах,
есть ли у нее дети. Они контактировали с Каркушей и с ведущими даже с большим желанием, чем со сверстниками.
Серьезную обеспокоенность у нас вызвало проведение игровых упражнений, направленных на формирование
первичных коммуникативных навыков. Дети с интересом включались в игру, но с трудом соблюдали очередь,
капризничали, проявляли вербальную агрессию, не подчинялись правилам. Особенно следует отметить проблемы
телесного контакта. Некоторые дети с трудом переносили прикосновения, всячески их избегали, другие же обнаруживали
тенденцию «прилипания» ко взрослому. С этими проблемами мы решили поработать отдельно. Таким образом,
наш опыт показал нецелесообразность использования на занятиях одновременно и арт-терапевтических, и игровых упражнений.

Арт-терапия | Просмотров: 931 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

1-4 5-8 ... 245-248 249-252 253-256 257-260 261-264 ... 461-464 465-465