09:32 Приметы для беременных |
Приметы для беременных *Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым” - в волосах сокрыта жизненная сила человека.
*С волосами связано большое количество запретов. Ребенка до года не рекомендуется даже причесывать, не только стричь (лишь при крещении выстригалась прядка волос, для закладывания в воск). Так что есть все основания доверять этому поверью. *"Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит, и фотографироваться): ребенок может родиться мертвым” – это суеверие. Появилось оно под влиянием "эффекта двойников”: мол, если ребенок запечатлен еще до рождения, значит, его развитие остановилось. *"Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок уродом будет” - находясь еще в материнской утробе, ребенок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции. Стрессовое состояние матери может ему передаться и оказать неблаготворное воздействие. *"Беременная не должна переступать через земляные плоды (свеклу, картофель и т.д.) может случиться выкидыш” – ключевое слово в данном случае – "земля”. В землю закапывают умерших, следовательно, если переступишь через плод земли, не уважишь его – и земля твой плод не уважит, в себя возьмет. Особых оснований доверять этой примете нет, но и следовать ей не так трудно. "Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и Семицкую неделю, не то у ребенка либо "заплата” на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет "зашит” – здесь речь идет об острых предметах – ноже, ножницах, иголке. *Если, не дай Бог, беременная уколется или поранится, она, естественно, испытает чувство испуга, а это сказывается на состоянии ребенка. Не исключена и связь между кожей матери и кожей ребенка. *"В сорочке родился – счастливый” – имеется в виду маточная "сорочка”. Если после родов она оказалась неповрежденной, то это свидетельство счастливой судьбы новорожденного. *"Нельзя беременной есть плоды-двойчатки и яйца с двумя желтками: двойнята родятся”- примитивная примета, основанная на том, что рождение близнецов приносит несчастье. * "Утонет в купели воск с волосами младенца – значит, ребенок вскоре умрет” – поверье, в сущности, успокоительное, поскольку удельный вес воска меньше удельного веса воды. Следовательно, воску трудно потонуть. Разве что волосы содержат какой-то тяжелый элемент, свидетельствующий о болезни. *"Пустую колыбель нельзя качать” – если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята и места будущему ребенку в ней нет. *"По пятницам беременной волосы расчесывать нельзя” – поверье связано с именем Параскевы Пятницы, которую этим можно обидеть, и тогда она во время родом не придет на помощь. *"Сама беременная не должна ребенку приданое готовить, не то он мертвым родится” - частично это можно объяснить верой в "двойников”. Мол, если одежда уже готова, то и ребенок уже должен быть в ней. Но не менее реально и другое пояснение: беременной и так трудно, а тут еще надо заниматься приданым – шить, выбирать. Приданое готовить можно и нужно, но заниматься этим должен кто-нибудь из членов семьи. *"Не надо подбрасывать ребенка после заката солнца: он будет плохо спать” – здесь имеется в виду, что не надо разыгрывать ребенка перед сном, так как, разыгравшись, он будет плохо засыпать. *"Не надо малых детей целовать: немыми могут стать” – это объясняется тем, что взрослый своими губами может "забрать”, "зацеловать” первое слово младенца. Суть же поверья – в соблюдении правил гигиены. *"Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью” – поверье связано с тем, что ночью буйствует нечистая сила, и через одежду может быть наведена порча. С другой стороны, одежду могут просто украсть, так что поверье имеет все основания, чтобы ему следовать. *"Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором” – эта примета направлена на защиту беременных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна и может привести к внезапному испугу. Посредством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно. *"О дне и часе родов нельзя говорить” – это пытаются скрывать даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. В это время нередко специально отвлекают домочадцев и соседей, найдя им какую-то работу. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза. "Беременная не должна сидеть на пороге”. Здесь учитываются магические свойства порога, как границы между двумя мирами – внешним, чужим и внутренним, своим. *Нельзя сидеть на пороге и потому, что в древности под порогом хоронили умерших некрещеных младенцев – чтобы каждый, кто через порог переступит, "крестил” его. Кроме этого, сидеть на пороге – не самая удобная поза для беременной, а иногда и опасная, а во-вторых, порог – место сквозняков. *"Через полено шагать – тяжело рожать” – здесь речь идет, скорее всего, только об осторожности во время беременности. Делать широкие шаги противопоказано при беременности. *"Легкие три месяца беременности – мальчик родится, тяжелые – девочка”. *"Левой ногой вперед беременная выступает – мальчик родится, правой – девочка” – эти приметы следует принять в качестве опытного наблюдения, но пол будущего ребенка проще определить при помощи ультразвуковой диагностики. *"Беременную женщину встретить – к удаче, во сне увидеть – к успеху” – поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим передником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. *"Нельзя при беременной ругаться: ребенок с родимым пятном родится” – это не поверье, а именно примета. Врачи также рекомендуют беременным находиться подальше от шумных мест, резких звуков, нервных ситуаций. Все это отрицательно сказывается на ребенке. *"Если облить беременную женщину во время засухи водой, дождь пойдет” – вряд ли под этим суеверием есть какое-либо основание, кроме мистического, связывающего два понятия: беременную, как символ плодородия, и дождь, от которого зависит урожай. Поливайте на здоровье, если беременной это нравится. *"Если мальчик похож на мать, а девочка на отца – счастливыми будут”. "Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной материнским молоком” – с одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребенка: желают, чтобы его было в изобилии. С другой стороны, забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и непрозрачна, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного. *"Отца новорожденного потчуют пересоленной кашей с перцем” – это скорее обычай или примета. Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать "солоно и горько”. Именно эти слова произносят, поднося ему ложку с кашей. *"До шести недель ребенка нельзя показывать посторонним – не то сглазят” – кроме реальной опасности сглаза, это связано еще и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель – это сорок два дня. *"Обучать детей грамоте надо с Наумова дня” – день святого Наума – в декабре. Скорее всего, это не поверье, а лишь шутка, игра созвучий – "Наум” и "на ум”. * "Только ребенок сделает первые шаги – матери надо между его ступнями ножом провести” – речь идет о воображаемых путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем. *"Если ребенок долго не начинает самостоятельно ходить, надо между его ног положить веник – и прутья потом разбросать” – суеверие, построенное на мистических свойствах веника: связанный веник – связанные невидимыми путами ноги, разбросанные прутья – свободные шаги. *"Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо” – логично, если учесть влияние Луны на человека. На возрастающей Луне матери легче рожать, ребенку – появляться на свет. Полнота Луны трактуется как полнота жизни,долголетие. * "До крестин имя ребенка никому открывать нельзя” – этот запрет связан с боязнью сглаза. После обряда Крещения, когда у ребенка появляется Ангел-Хранитель, вероятность сглаза уменьшается. До 17 века на Руси существовал обычай давать ребенку, кроме официального имени еще и потаенное. На Западе обычай давать младенцу несколько имен, не все их разглашая, сохраняется до сих пор. *"На крестинах, когда пьют за здоровье новорожденного, одну рюмку надо вверх выплеснуть” – иногда кладут хлеб на самую высокую полку – чтобы новорожденный его съел, когда до этой полки дорастет. Выплескивая рюмку под потолок, иногда приговаривают: "Чтоб наш Ваня (Коля, Даша, Петя) так подпрыгивал!” *"Если за крестильным столом кто-нибудь оставит еду на тарелке, ребенок рябым вырастет” – это же говорят и подросшим детям: не доешь кашу – невеста рябая попадется. Дело тут в отношении к еде, которую не стоит выбрасывать. *"Нельзя ничего вешать над колыбелью – ребенок не уснет” – во время сна ребенка оберегает Ангел-Хранитель (в другое время он тоже находится рядом, за правым плечом). Развешивая что-либо над колыбелью можно закрыть младенца от него. Смысл в этом запрете: здоровому сну помогает свежий воздух, поэтому не следует ограничивать его доступ. *"Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме” – играет роль свойство двойников – один из них должен умереть. Основывалось на том, что у каждого свой Ангел-Хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них. *"Если в этом году родятся все больше девочки, то в течение года войны не будет” – примитивно-мистическое поверье, подразумевающее, что на войну идут только мужчины, и, следовательно, природа обеспечивает их постоянное число. *"До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой” - прямая связь с тем, что рыбы не разговаривают, следовательно, и ребенок может остаться немым. Опасность рыбы для младенца заключается еще и в том, что она содержит много мелких и опасных костей. *"Нельзя стричь ребенка до года – вырастет бедным” – здесь использованы мистические свойства волос. К этому поверью добавлялось и другое – ногтей не стригут. Имеет смысл прислушаться, так как ногти и волосы находятся в сильной взаимосвязи с человеком. *"Нельзя детей от груди отнимать в дни памяти святых мучеников” – отнимать ребенка от груди в тот день, когда у мученика отняли жизнь, значит мистическим образом ассоциировать это в сознании со смертью, чего, естественно, не хочет ни одна мать. *"Если беременная в испуге схватится за лицо, у ребенка на лице родимое пятно будет”. Это же относится и к другим частям тела. Объясняется тем, что мать и ребенок – это единый организм. *"Проведывая роженицу, надо с собой хлеб приносить” – это обычай, а не примета. Здесь явлено отношение к хлебу как к основной пище и символу благополучия. Теперь этот обычай трансформировался в поднесение подарков и гостинцев. |
|
Всего комментариев: 0 | |