Главная » Доска объявлений » Психология

Информация по психологии. [53]
Советы психолога [99]
Психология личности [3]
Психология общения [16]
Психология влияния [15]
Психология эмоций [26]
Психология поведения [12]
Психология конфликта [0]
Развивающие упражнения [2]
Общие тесты [35]
Развивающие игры [9]
Школьные игры [9]
Психологические тесты, для работы со школьниками [16]
Тесты - рисунки [48]
Арт-терапия [31]
арт-терапия (видео) [2]
Мандалы для раскраски [4]
Мандалы для релаксации [11]
Музыка для релаксации [5]
Язык телодвижений [11]
Психологические тренинги (видео) [1]
Психологические фильмы [23]
Видеоролики рабочие [26]
Анатолий Кашпировский [7]
Гипноз [1]

В разделе объявлений: 465
Показано объявлений: 361-364
Страницы: « 1 2 ... 89 90 91 92 93 ... 116 117 »

КАЧЕСТВО ЛИНИЙ И КОМПОЗИЦИЯ

Анализируя рисунок, можно сделать некоторые выводы и по качеству линий,
 по их форме. Твердые, уверенные линии говорят о решительности, об эмоциональном равновесии. Чрезмерно сильный нажим, при котором может сломаться карандаш или вдавиться вовнутрь стержень фломастера трактуется
как проявление агрессивности или тревожности. Слишком легкий нажим - признак неуверенности, робости. Прерывистость, неточность линий - подверженность колебаниям, боязнь совершить ошибку.

Такой ребенок часто зачеркивает рисунок, стирает изображение, нервничает,
 что у него "плохо получилось". Кривые, почти волнистые линии, неспособность начертить прямую нередко свидетельствуют о нарушении эмоционального состояния или о проблемах психического характера. Нажим, слабеющий
 в процессе рисования, наводит на мысли о быстрой утомляемости испытуемого
и даже, возможно, о депрессии.

Рисунки на весь лист часто свидетельствуют о завышенной самооценке, компенсаторном превознесении себя в воображении, о склонности
 к тщеславию. Хотя опять-таки всегда нужно поподробнее ознакомиться
 с ситуацией. Может быть, ребенок занимается в изостудии, где их учат именно такому заполнению листа. Разные ведь бывают преподаватели, разные методики.

Малые размеры рисунков предполагают, наоборот, заниженную самооценку, эмоциональную зависимость, возможную предрасположенность к депрессии.

Преобладание черного, серого или коричневого цвета в детском творчестве
 - тоже тревожные звоночки. Тут "в анамнезе" могут быть и страхи, и повышенная агрессивность, и нервное истощение, и депрессия, и какие-то другие, не менее серьезные медицинские проблемы. Мир здорового, психически и психологически благополучного ребенка - яркий, красочный, разноцветный.

источник:portal-slovo.ru
Тесты - рисунки | Просмотров: 919 | Дата: 10.08.2012 | Комментарии (0)

Шишова Т. Л.
СИМВОЛИКА РИСУНКОВ

Я не отношусь к приверженцам тех, кто любую деталь в рисунке ребенка трактует символически, делая из этого далеко идущие выводы. Скажем, мне не верится,
что вода, дождь, звезды, холодильник - "символы депрессивного настроения", детская кроватка - "символ "пленения", наказания", грузовики - "символ власти
или угрозы", а воздушные шарики - "символ чувства давления, от которого
 ребенок пытается избавиться" (см. "Альманах психологических тестов",
М., изд-во КСП, 1995 г.). Очень многое тут зависит от контекста, от частоты повторения образа и от иных факторов. Грудничков всегда рисуют в коляске, кроватке или у мамы на руках. А как их еще рисовать, если сами они ходить
 не умеют и всегда где-то лежат? А какая современная кухня без холодильника?

Ну, а звезды на темном небе - вообще классика, дети каждый вечер видят этот образ в телепередаче "Спокойной ночи, малыши!" и в множестве детских книжек.

Но, конечно, есть вещи, с которыми не поспоришь. Открытый кричащий рот, особенно с нарисованными зубами, это признак агрессии и, вполне вероятно, страхов. Тогда агрессия будет защитного характера. Кулаки, когти,
острые зубы, шипы, колючки тоже указывают на агрессию или страхи.
Об этом же свидетельствует увлечение "портретами" хищников, динозавров, киборгов, роботов-убийц и прочих современных "героев детских сказок".
Оружие, опасные для жизни предметы - вклад в ту же копилку. Пожары, взрывы, аварии, стихийные бедствия прямо-таки вопиют о детских страхах. Грязь (испачканная одежда, пятна на полу, грязная посуда и т.п.) - символ внутреннего беспокойства, дисгармонии, может быть, хронического чувства вины.

Фигуры людей без рук (напр., в рисунке семьи) тоже не бывают "просто так".
Это признак пассивности или выключенности из трудовой семейной жизни.
 Вроде бы ребенок вполне активный и даже претендует на лидерство,
но весь пар уходит в свисток, т.е., в капризы. В то время как сверстники уже
 и то умеют, и это, и пятое, и десятое, для него "доброе дело" или, бери выше "подвиг" - придержать маме дверь, когда она возвращается домой, навьюченная покупками, или полчаса посидеть утром тихо, дав родителям немного поспать.
Люди без ног лишены опоры, так может проявляться неуверенность в себе.

Очень тревожный признак, когда людей рисуют с половыми органами. Эта тема настолько табуирована в нашей культуре, что здоровые, адекватные дети не отражают ее в рисунках, хотя с раннего возраста прекрасно отличают
 мальчиков от девочек и мужчин от женщин."Дядя" - потому, что с бородой,
"тетя" - с длинными волосами, в платье, с украшениями. Как правило, фиксация
на половых органах начинается после стресса, полученного от раннего сексуального просвещения, от присутствия при какой-то сцене,
 не предназначенной для детских глаз, от вовлечения ребенка в непристойные
 игры и занятия. У таких детей появляется повышенный интерес к проблемам пола, происходит ранняя сексуализация поведения, а то и растормаживание сферы влечений, которое может повлечь за собой задержку психического развития.

Даже изображение пупка небезобидно! У маленьких детей, по трактовке К.Маховера, автора теста "Нарисуй человека", который он разработал еще
 в 1946 году, это признак эгоцентризма. А если пупок рисует ребенок старшего возраста, это признак инфантильности или стремления уйти в себя, т.е., аутизации. Сейчас, когда такая мода на обнажение пупков и пирсинги, внимание детей опять-таки может искусственно привлекаться к традиционно "непривлекательной" части тела, и рисунков "с пупками", наверное, станет больше. Но нарушение культурных даром норм не проходит. Психика реагирует на это болезненно.

источник:.portal-slovo.ru
Тесты - рисунки | Просмотров: 1358 | Дата: 10.08.2012 | Комментарии (0)

МАМА, ПАПА, Я - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ

Самый распространенный рисуночный тест для детей – это рисунок семьи.
По тому, кто и как изображен, можно сказать довольно много и о семейных взаимоотношениях, и о восприятии ребенком родственников. С виду хрупкая, худенькая, но властная мама будет на рисунке одного роста с папой.
(А то и выше него!) Наиболее значимого человека ребенок обычно рисует
 первым, прорисовывает его более тщательно и детализированно, чем остальных.
 В процессе рисования он может еще и еще раз возвращаться к этой фигуре, подправляя ее, дополняя какими-то подробностями.

Не случайно и расположение фигур на листе бумаги. Отптимальным считается вариант, когда семья нарисована в полном составе, все держатся за руки или заняты одним делом. Психологи считают это признаком сплоченности, включения ребенка в семейную ситуацию. По вполне понятным причинам "проблемные"
дети редко радуют нас такими рисунками. Гораздо чаще члены семьи на рисунке бывают разобщены. Сейчас дети редко рисуют семью, собравшуюся за столом.
 Если попросишь нарисовать членов семьи в действии, то каждый, как правило, занимается чем-то своим. Большое расстояние между родственниками или отгороженность друг от друга какими-то предметами (например, папа закрывается от всех газетой) - яркие признаки отчуждения. Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются в отдалении от остальных.

За все годы работы я ни разу не столкнулась с тем, что ребенок действительно кого-то забыл нарисовать. Как правило, это проявление ревности, конфликтных взаимоотношений. А иногда ребенок так обходится с тем членом семьи, который смотрит на него как на пустое место. Год назад ко мне пришла женщина с девятилетним мальчиком, который почти с рождения жил под одной крышей
с отчимом, но в рисунок семьи его не включил. Выяснилось, что отчим практически не общался с ребенком. Ни о каких совместных играх и занятиях, естественно, речи не шло. Они могли по неделям не перемолвиться ни словом. А в тех редких случаях, когда у "дяди Коли" вдруг возникала необходимость обратиться к ребенку, он предпочитал делать это через жену ("скажи ему", "спроси у него" и т.п.).

А бывает, что на рисунке семьи фигурируют родственники, не живущие с ребенком, или даже вымышленные персонажи. Так, пятилетняя Ксюша, имея в реальности всего одну младшую сестру, всегда изображала еще хотя бы парочку братиков или сестричек, чем ставила своих родителей в тупик, поскольку никаких особо теплых родственных чувств к сестренке она не проявляла. "Она такая эгоистка, ей и с одной малышкой-то тяжело примириться. Как объяснить это упорное рисование
кучи мал-мала-меньше?" - удивлялись родители. А на самом деле "эгоистке"
 очень хотелось быть опекающим лидером, только вот эгоизм сильно мешал. Поэтому Ксюша воплощала свои мечты в рисунках, а в жизни постоянно
жадничала, ревновала, пыталась оттеснить соперницу-сестру.

С другой стороны, в подобных рисунках подчас выражается потребность
 ребенка в большем количестве близких людей или в более близких
эмоциональных контактах с окружающими.

Не редкость случаи, когда отец давно ушел из семьи (или вообще в ней не фигурировал), а ребенок упорно его изображает. Так ведут себя и гордые дети, которые скрывают, что у них нет отца, и те, для кого разлука с отцом – настоящая трагедия. Причем многие переживают эту трагедию молча. Для матери, считавшей, что ребенку все равно и даже изумлявшейся его равнодушию к "проблеме папы", такой рисунок становится горьким открытием.

Когда ребенок рисует всех, кроме себя, это говорит о его низкой самооценке
 и об отсутствии чувства общности с семьей. Про таких детей можно сказать,
как сказал про Татьяну А.С.Пушкин: "Она в семье своей
родной казалась девочкой чужой".

Если же в ответ на задание нарисовать семью ребенок нарисует только себя, трактовка будет зависеть от того, как он это сделает. Крупное изображение
 (подчас во весь лист), обилие аксессуаров, бантиков, цветов и прочих "украшательств" может свидетельствовать об эгоцентризме и, возможно,
 об истероидных чертах характера. Маленькая фигурка обычно говорит о тревожности ребенка, о том, что он чувствует себя отверженным, нелюбимым, несчастным. Иногда, по наблюдениям психологов, такой рисунок может
указывать и на аутистические тенденции.

источник:portal-slovo.ru

Тесты - рисунки | Просмотров: 7224 | Дата: 10.08.2012 | Комментарии (0)


Про обиду в народе говорят, что она "разъедает душу".
Человек, который постоянно живет с этим чувством, страдает сам и создает дискомфорт окружающим, волей-неволей превращаясь в изгоя. Справиться с этой проблемой трудно даже взрослому.
А как быть, если от собственной обидчивости страдает совсем еще маленький человек?
Что такое обида
В общих чертах чувство обиды можно описать как болезненное переживание человека (обиженного), связанное с его игнорированием или отвержением партнерами по общению.
Это переживание всегда связано с неоправданными ожиданиями и направлено на другого конкретного человека (обидчика). Первые обиды возникают в дошкольном возрасте.
Маленькие дети (до 3-4 лет) могут расстраиваться, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но не "застревают" на этих переживаниях
и быстро забывают их. Во всей своей полноте феномен обиды начинает проявляться после 5 лет,
в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослых,
а потом и других детей. Именно в этом возрасте главным предметом обиды, как правило, начинает выступать сверстник.
Когда малыш обижается
Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего "я",
свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся:
игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров (например, ребенка не приглашают играть, не дают желанной роли);
отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);
неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки);
успех и превосходство других, отсутствие похвалы.
Во всех этих случаях малыш чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако в одной и той же ситуации каждый ребенок поступит по-своему.
Один попытается уладить конфликт, другой проявит гнев и агрессию, а третий — обидится.
В состоянии обиды ребенок не стремится разрешить спорную ситуацию с позиции силы — он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему.
Задача малыша именно в том, чтобы продемонстрировать свою "обиженность". Обиженный всем своим поведением показывает обидчику,
что тот виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои "страдания".
Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность.
С одной стороны, оно носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе.
С другой — "несчастные" отказываются от общения с обидчиком, молчат, отворачиваются, уходят в сторону.
Подобная реакция используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызвать чувство вины и раскаяния у того, кто обидел.
Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины другого человека явно отличает поступки обиженного ребенка
от агрессивных форм поведения.Обидели или показалось? В той или иной мере чувство обиды переживает каждый человек.
Однако "порог" обидчивости у всех различный. В одних и тех же случаях (например, в ситуации успеха другого
или собственного проигрыша в игре) одни дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, а другие не испытывают подобных переживаний.
Иногда обида возникает в ситуациях вполне нейтрального характера. Например, девочка обижается,
что подруги играют без нее, но при этом не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию,
а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Или мальчик обижается, когда воспитатель занимается с его приятелем.
Очевидно, что в этих случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.
Таким образом, нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды.
Адекватным можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение партнера по общению,
его игнорирование или неуважительное отношение. Также обоснованной можно считать обиду,
если ее нанес значимый для малыша человек, на признание и внимание которого он рассчитывает.
Неадекватным для проявления обиды является повод, когда партнеры на самом деле не испытывают неуважения или отвержения к обиженному.
В этом случае человек реагирует не на реальное отношение окружающих, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам приписывает другим.
Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную
и неизбежную реакцию человека и обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием
этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Иными словами, обидчивыми называют тех, кто часто обижается.
Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много.
Используя эти критерии в процессе наблюдения за детьми, можно выделить малышей, склонных к обидчивости.
Эта черта ярко проявляется в реакциях ребенка на успехи партнера, на ситуации, когда того хвалят.
Обычно подобные факты не вызывают обиды у детей, хотя реакция у каждого ребенка на них может быть разной.
Одни как бы не замечают успехов окружающих и пытаются привлечь к себе внимание взрослых (рассказывают о своих достижениях
в чем-то другом, сами себя хвалят). Другие активно включаются в деятельность, стремятся выполнить свою работу как можно лучше,
превзойти партнера и заслужить похвалу взрослого. А третьи демонстрируют полную растерянность, отворачиваются и вообще прекращают работу.
Последний случай и есть реакция обидчивого ребенка. Восхищение работой другого оказывается для такого малыша
настолько невыносимым, что он просто ничего не может делать дальше. В отличие от других, этот ребенок может проявлять
сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность, может даже заплакать. Дело в том, что обидчивые дети воспринимают
чужие успехи как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду.

Информация по психологии. | Просмотров: 845 | Дата: 15.05.2012 | Комментарии (0)

1-4 5-8 ... 353-356 357-360 361-364 365-368 369-372 ... 461-464 465-465