Главная » Доска объявлений » Психология » Тесты - рисунки |
В категории объявлений: 48 Показано объявлений: 33-36 |
Страницы: « 1 2 ... 7 8 9 10 11 12 » |
Шишова Т. Л. СИМВОЛИКА РИСУНКОВ Я не отношусь к приверженцам тех, кто любую деталь в рисунке ребенка трактует символически, делая из этого далеко идущие выводы. Скажем, мне не верится, что вода, дождь, звезды, холодильник - "символы депрессивного настроения", детская кроватка - "символ "пленения", наказания", грузовики - "символ власти или угрозы", а воздушные шарики - "символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться" (см. "Альманах психологических тестов", М., изд-во КСП, 1995 г.). Очень многое тут зависит от контекста, от частоты повторения образа и от иных факторов. Грудничков всегда рисуют в коляске, кроватке или у мамы на руках. А как их еще рисовать, если сами они ходить не умеют и всегда где-то лежат? А какая современная кухня без холодильника? Ну, а звезды на темном небе - вообще классика, дети каждый вечер видят этот образ в телепередаче "Спокойной ночи, малыши!" и в множестве детских книжек. Но, конечно, есть вещи, с которыми не поспоришь. Открытый кричащий рот, особенно с нарисованными зубами, это признак агрессии и, вполне вероятно, страхов. Тогда агрессия будет защитного характера. Кулаки, когти, острые зубы, шипы, колючки тоже указывают на агрессию или страхи. Об этом же свидетельствует увлечение "портретами" хищников, динозавров, киборгов, роботов-убийц и прочих современных "героев детских сказок". Оружие, опасные для жизни предметы - вклад в ту же копилку. Пожары, взрывы, аварии, стихийные бедствия прямо-таки вопиют о детских страхах. Грязь (испачканная одежда, пятна на полу, грязная посуда и т.п.) - символ внутреннего беспокойства, дисгармонии, может быть, хронического чувства вины. Фигуры людей без рук (напр., в рисунке семьи) тоже не бывают "просто так". Это признак пассивности или выключенности из трудовой семейной жизни. Вроде бы ребенок вполне активный и даже претендует на лидерство, но весь пар уходит в свисток, т.е., в капризы. В то время как сверстники уже и то умеют, и это, и пятое, и десятое, для него "доброе дело" или, бери выше "подвиг" - придержать маме дверь, когда она возвращается домой, навьюченная покупками, или полчаса посидеть утром тихо, дав родителям немного поспать. Люди без ног лишены опоры, так может проявляться неуверенность в себе. Очень тревожный признак, когда людей рисуют с половыми органами. Эта тема настолько табуирована в нашей культуре, что здоровые, адекватные дети не отражают ее в рисунках, хотя с раннего возраста прекрасно отличают мальчиков от девочек и мужчин от женщин."Дядя" - потому, что с бородой, "тетя" - с длинными волосами, в платье, с украшениями. Как правило, фиксация на половых органах начинается после стресса, полученного от раннего сексуального просвещения, от присутствия при какой-то сцене, не предназначенной для детских глаз, от вовлечения ребенка в непристойные игры и занятия. У таких детей появляется повышенный интерес к проблемам пола, происходит ранняя сексуализация поведения, а то и растормаживание сферы влечений, которое может повлечь за собой задержку психического развития. Даже изображение пупка небезобидно! У маленьких детей, по трактовке К.Маховера, автора теста "Нарисуй человека", который он разработал еще в 1946 году, это признак эгоцентризма. А если пупок рисует ребенок старшего возраста, это признак инфантильности или стремления уйти в себя, т.е., аутизации. Сейчас, когда такая мода на обнажение пупков и пирсинги, внимание детей опять-таки может искусственно привлекаться к традиционно "непривлекательной" части тела, и рисунков "с пупками", наверное, станет больше. Но нарушение культурных даром норм не проходит. Психика реагирует на это болезненно. источник:.portal-slovo.ru |
МАМА, ПАПА, Я - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ Самый распространенный рисуночный тест для детей – это рисунок семьи. По тому, кто и как изображен, можно сказать довольно много и о семейных взаимоотношениях, и о восприятии ребенком родственников. С виду хрупкая, худенькая, но властная мама будет на рисунке одного роста с папой. (А то и выше него!) Наиболее значимого человека ребенок обычно рисует первым, прорисовывает его более тщательно и детализированно, чем остальных. В процессе рисования он может еще и еще раз возвращаться к этой фигуре, подправляя ее, дополняя какими-то подробностями. Не случайно и расположение фигур на листе бумаги. Отптимальным считается вариант, когда семья нарисована в полном составе, все держатся за руки или заняты одним делом. Психологи считают это признаком сплоченности, включения ребенка в семейную ситуацию. По вполне понятным причинам "проблемные" дети редко радуют нас такими рисунками. Гораздо чаще члены семьи на рисунке бывают разобщены. Сейчас дети редко рисуют семью, собравшуюся за столом. Если попросишь нарисовать членов семьи в действии, то каждый, как правило, занимается чем-то своим. Большое расстояние между родственниками или отгороженность друг от друга какими-то предметами (например, папа закрывается от всех газетой) - яркие признаки отчуждения. Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются в отдалении от остальных. За все годы работы я ни разу не столкнулась с тем, что ребенок действительно кого-то забыл нарисовать. Как правило, это проявление ревности, конфликтных взаимоотношений. А иногда ребенок так обходится с тем членом семьи, который смотрит на него как на пустое место. Год назад ко мне пришла женщина с девятилетним мальчиком, который почти с рождения жил под одной крышей с отчимом, но в рисунок семьи его не включил. Выяснилось, что отчим практически не общался с ребенком. Ни о каких совместных играх и занятиях, естественно, речи не шло. Они могли по неделям не перемолвиться ни словом. А в тех редких случаях, когда у "дяди Коли" вдруг возникала необходимость обратиться к ребенку, он предпочитал делать это через жену ("скажи ему", "спроси у него" и т.п.). А бывает, что на рисунке семьи фигурируют родственники, не живущие с ребенком, или даже вымышленные персонажи. Так, пятилетняя Ксюша, имея в реальности всего одну младшую сестру, всегда изображала еще хотя бы парочку братиков или сестричек, чем ставила своих родителей в тупик, поскольку никаких особо теплых родственных чувств к сестренке она не проявляла. "Она такая эгоистка, ей и с одной малышкой-то тяжело примириться. Как объяснить это упорное рисование кучи мал-мала-меньше?" - удивлялись родители. А на самом деле "эгоистке" очень хотелось быть опекающим лидером, только вот эгоизм сильно мешал. Поэтому Ксюша воплощала свои мечты в рисунках, а в жизни постоянно жадничала, ревновала, пыталась оттеснить соперницу-сестру. С другой стороны, в подобных рисунках подчас выражается потребность ребенка в большем количестве близких людей или в более близких эмоциональных контактах с окружающими. Не редкость случаи, когда отец давно ушел из семьи (или вообще в ней не фигурировал), а ребенок упорно его изображает. Так ведут себя и гордые дети, которые скрывают, что у них нет отца, и те, для кого разлука с отцом – настоящая трагедия. Причем многие переживают эту трагедию молча. Для матери, считавшей, что ребенку все равно и даже изумлявшейся его равнодушию к "проблеме папы", такой рисунок становится горьким открытием. Когда ребенок рисует всех, кроме себя, это говорит о его низкой самооценке и об отсутствии чувства общности с семьей. Про таких детей можно сказать, как сказал про Татьяну А.С.Пушкин: "Она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Если же в ответ на задание нарисовать семью ребенок нарисует только себя, трактовка будет зависеть от того, как он это сделает. Крупное изображение (подчас во весь лист), обилие аксессуаров, бантиков, цветов и прочих "украшательств" может свидетельствовать об эгоцентризме и, возможно, об истероидных чертах характера. Маленькая фигурка обычно говорит о тревожности ребенка, о том, что он чувствует себя отверженным, нелюбимым, несчастным. Иногда, по наблюдениям психологов, такой рисунок может указывать и на аутистические тенденции. источник:portal-slovo.ru |
Интерпретация: Корни. Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, - неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт. Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, не уверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы). Ствол. Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед. Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего. Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия. У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора. Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене настроений, может быть нервным, капризным. Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых. Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни. Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт. Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Трудно принимает решения, переживает по мелочам, осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легко возбудимым характером. Наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума. Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он не удовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема. На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт. Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности. Дупло – сексуальный символ. Ветви. Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность. Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией. Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность. Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера. Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь. Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции. Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать. Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста). Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности (дети старше 9 лет). Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен. Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, - осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим. Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка. Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма. Крона типа «шкура барашка» - энергичность, трудолюбие, энтузиазм, с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем. Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность, склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен. Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы. Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность, пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию. Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления. Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего. Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия. Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению. Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми. Окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности. Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер. Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих. |
Цель: определение индивидуальных особенностей личности. Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него? Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке. Краткая версия обработки графической информации. Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам: У человека нарисована голова. У него две ноги. Две руки. Туловище достаточно отделено от головы. Длина и ширина туловища пропорциональны. Плечи хорошо прорисованы. Руки и ноги соединены с туловищем правильно. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены. Шея ясно просматривается. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы. У человека нарисованы глаза. У него нарисован нос. Нарисован рот. Нос и рот имеют нормальные размеры. Видны ноздри. Нарисованы волосы. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову. Человек нарисован в одежде. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка). Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов. На руках изображены пальцы. На каждой руке пять пальцев. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены. Большой палец достаточно хорошо выделен. Хорошо прорисованы запястья. Прорисован локтевой сустав. Прорисован коленный сустав. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое. Длина и ширина конечностей пропорциональны. На ногах можно различить пятки. Форма головы правильная. Форма тела в целом правильная. Очертания конечностей переданы правильно. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют. Уши хорошо различимы. Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры. На лице прорисованы ресницы и брови. Зрачки расположены правильно. Глаза пропорциональны размерам лица. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону. Четко различимы лоб и подбородок. Подбородок отделен от нижней губы. Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки. 5 лет – 10 очков 6 лет – 14 очков 7 лет – 18 очков 8 лет – 22 очка 9 лет – 26 очков 10 лет – 30 очков 11 лет – 34 очка 12 лет – 38 очков 13 лет – 42 очка 14 лет – свыше 42 очков В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина). Анализ рисунка. Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление. Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола. Символическое значение фигуры человека. Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание. Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица - негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я». Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) – компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении. Брови. Аккуратные брови – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность, высокомерие. Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам. Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям. Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение. Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у подростка) – наличие нарциссических тенденций. Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности. |