Главная » Доска объявлений » Психология » Тесты - рисунки |
В категории объявлений: 48 Показано объявлений: 37-40 |
Страницы: « 1 2 ... 8 9 10 11 12 » |
Шея – связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея – зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея – естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости. Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости. Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические нарушения. Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки) – проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности. Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др.). Откровенное изображение гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий – нарушение поведения, агрессия, фобия. Т.к. нарисованная фигура тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его, следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции. Размер и расположение. Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность. Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью. Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения. Другие особенности изображения. Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен). Необязательные детали. Сигарета, трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука, шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность мастурбацией. Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией. Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства. Рисунки без людей. Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм. Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок. Стирания. Факты стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности. |
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие им своей роли в семье, характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожность). Ребенку предлагается простой карандаш чистый лист А4. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать каких-то указаний и уточнений; на вопросы отвечать уклончиво: «Рисуй так, как тебе хочется». Пока ребенок рисует, следует ненавязчиво наблюдать, отмечая такие моменты, как: Порядок заполнения свободного пространства. Порядок появления персонажей рисунка. Время начала и окончания работы. Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.). Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей. Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка. По окончании рисунка попросите ребенка назвать всех изображенных персонажей рисунка. Второй этап исследования – беседа, которая должна носить легкий, непринужденный характер. Вопросы: Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица? Где эта семья находится и, чем заняты ее члены в настоящее время? Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье? Кто в семье самый хороший и почему? Кто самый счастливый и почему? Кто самый грустный и почему? Кто больше всех нравится ребенку и почему? Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку? Интерпретация рисунка семьи. Полученное изображение отражает отношение ребенка к членам его семьи, то какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Первый шаг в интерпретации детского рисунка – оценка общей структуры. Что мы видим на рисунке: действительно семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Причем любое изображение семейной ситуации, может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему (отражать желаемое). Если персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни, и выделяет ее. Один из членов семьи выше остальных – придание исключительного статуса, обладание (по мнению ребенка) наибольшей властью в семье, даже этот персонаж меньшего размера, чем остальные. Ниже остальных ребенок помещает того, чье влияние в семье минимально. Второй этап – определение наиболее привлекательного персонажа. Его можно выявить по следующим признакам: он изображается первым, помещается на первом плане; он выше и крупнее остальных персонажей; выполнен с большей любовью и тщательностью; остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него. Возможно выделение его особенной одеждой, наделение какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя себя с этим персонажем. Размер того или иного члена семьи – значение, которое имеет этот персонаж для ребенка. Наименее значимый персонаж – самый маленький, рисуется в последнюю очередь и, помещается в стороне от остальных; может быть перечеркнут или стерт. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры – чувство тревоги по отношению к этому человеку. Или же такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии. Предпочтение того или иного родителя выражается в более близком расстоянии от ребенка, какое выражение лица у родителей. Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции: наиболее близкие люди изображены ближе к ребенку. Ребенок о себе. Фигура ребенка наиболее выделена, нарисована более тщательно, прорисованы детали, яркая фигура – важность собственной личности, считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье; самым значимым и уникальным. Маленькая, слабая фигурка, в окружении родителей – чувство беспомощности и требование заботы и ухода; возможно ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки в семье. Ребенок вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи – подчеркивание своего исключительного статуса среди других детей. Ребенок рядом с отцом и размеры собственной фигуры преувеличены – сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье. Дополнительные персонажи. Дополнение людей, не относящихся к семейному кругу или животных – попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей. Присутствие вымышленных персонажей – неудовлетворенные потребности ребенка (расспросить ребенка об этом персонаже). Изображение вблизи одного из членов семьи домашнего животного, в действительности отсутствующего – потребность ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека. Родительская пара. Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Ребенок, который воспитывается одним родителем, может изобразить обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет – принятие им реально существующей ситуации. Один из родителей (одного пола с ребенком) в изолированном положении – желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность (эдипов комплекс) вполне нормальна для ребенка 12 лет. Фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга – незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола. Родители контактируют друг с другом (держатся за руки, др.) – тесный психологический контакт в жизни. Если контакта на рисунке нет, то, скорее всего его нет и в реальности. Изображение одного из родителей неестественно большого размера (чаще матери) – этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение. Родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает – небольшого размера, с маленькими руками или вообще без них. Идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка (отцом, матерью, сиблингом). Идентификация с родителем своего пола – нормальное положение вещей, отражает желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим сиблингом (независимо от пола) – нормальное явление, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной, ей уделяется больше времени. Достаточно информации можно узнать из беседы. Если ребенок идентифицирует себя с самым невзрачным персонажем, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от остальных – ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой. Отказ от изображения того или иного члена семьи. Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи – чувство одиночества и изолированности. Ребенок вообще отсутствует на рисунке – то же самое, но в более сильном проявлении, чувство неполноценности, отчужденность. Ребенок рисует себя в последнюю очередь – заниженное самоуважение. Отказ рисовать младшего сиблинга (брата я забыл нарисовать, для брата места не хватило) – ничего случайного в рисунке нет; часто ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку; в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существенную проблему. Либо ребенок может изобразить младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых – негативное отношение ребенка к этому человеку, отсутствие эмоциональной связи с ним. |
Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании - можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого. Материал, который используется во всех тестах, - стандартный лист бумаги (А4) простой карандаш , ластик. Выделенная деталь рисунка открытое проявление эмоций непосредственно перед, во время или после рисования, во время комментирования нарисованного либо в последующей беседе; необычная последовательность изображения деталей рисунка необычное отношение, проявляющееся в частом стирании ластиком (особенно если рисунок при этом не улучшается), возврат к нарисованному во время выполнения данного или последующих рисунков либо слишком большая трата времени на изображение деталей; необычная манера изображения деталей; непроизвольное назойливое повторение при выполнении какого-то фрагмента рисунка; комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом или его отдельных фрагментов. Негативный способ: незавершенные детали; пропуск одной или больше обязательной детали уклончивый комментарий относительно рисунка или отказ от него. Интерпретация значимых деталей и (или) способа их изображения поможет нам понять все желания, страхи, конфликты, стремления испытуемого. Важно, чтобы испытуемый мог участвовать в интерпретации результатов его работы. Адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, если учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией рисунка. Интерпретация должна проводиться с большой осторожностью и в свете максимально полной информации об испытуемом и окружающей его обстановке (как в прошлом, так и в настоящем). Пространство в рисунке Детским рисункам свойственны некоторые общие особенности, связанные с использованием пространства. Как правило, дети используют для рисунка все пространство листа, в противном случае это является признаком робости и неуверенности. Уверенный в себе ребенок использует всю необходимую ему площадь, начиная рисунок с центра и двигаясь без колебаний к краям листа, оставляя то в одном, то в другом месте большие поля (как правило, больше сверху, чем снизу). Если ребенку не удается соблюдать границы листа, то можно предположить наличие некоторой задержки в развитии сенсорномоторной координации. Это как бы проявление лености в соблюдении расстояний и в распоряжении пространством, в котором его рука в общем-то является хозяйкой. Таких детей надо не только ободрять, но и учить рисовать на всей площади листа бумаги. Если ребенок интуитивно чувствует границы листа, но сознательно их нарушает, заполняя весь лист, не оставляя даже минимального пустого пространства, это указывает на чувство беспокойства. Страх перед пустотами интерпретируется как наличие "пустот" в чувственной жизни ребенка. В определенные периоды жизни ребенок может чувствовать себя одиноким, незащищенным. Возможно, из-за какой-нибудь физической особенности (раннее выпадение молочных зубов, уши торчком, дефекты в произношении, недостаточное "атлетическое" развитие и ловкость в играх) или вследствие более глубоких причин (семейных, связанных со средой), вынуждающих его защищаться из страха перед страданиями. В этом случае ребенок чувствует необходимость заполнения пустот на листе бумаги, как бы высказывая пожелание, чтобы были заполнены "пустоты" его потребности в любви и тепле. Ребенок иногда страдает от недостатка внимания и общения. Если же ребенок вам об этом сказал, то решить эту проблему вам будет нетрудно - надо только отнестись к ней со всей ответственностью. Недостаточное проявление любви к ребенку часто может глубоко травмировать его психику. Как правило, ребенок рисует различные объекты, начиная с центра листа. Самым важным объектом для него является тот, который расположен в центре рисунка. Это может быть шарик, собака, мороженое или игрушка. Главной темой рисунков может стать отец, который работает, или мама, которая готовит на кухне, или он сам, играющий с собакой или читающий книжку. Не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам предметов, человеческих фигур и т.п., нарисованных детьми до 4 лет, их завершенности и расположению на листе бумаги. У более старших детей самыми крупными будут наиболее значительные фигуры или предметы, поразившие их воображение или постоянно занимающие их мысли. Линия в рисунке Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, приложенной при ее проведении, и движения (протяженность и направленность). В первом случае нужно обратить внимание на форму проведения линии, которая может иметь следующие характеристики: толстая и протяженная, тонкая и прерывистая, тонкая и протяженная, разорванная и тд. В меру ровная, с умеренным нажимом, без разрывов и рывков проведенная линия свидетельствует об уверенном владении карандашом. Такая линия, проведенная ребенком 4-5 лет, указывает на решительный характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие. Линии (все или большинство), выполненные с сильным нажимом, так что кончик карандаша едва не ломается, говорят о скрытой агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности, склонности к самобичеванию. Если в рисунке преобладают линии типа крупного зигзага, неровные, часто меняющие направление, с неравномерным нажимом, то сильным, то более слабым, - это указывает на неуверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность, выполняя такое трудное задание, как сохранение постоянной силы давления на лист бумаги при проведении линии. Неуверенное владение карандашом, неумение крепко держать его в руках - свидетельство неверия в своя силы. В этом случае вам нужно понаблюдать за ребенком. Поговорить с ним по душам, чтобы понять, что за этим стоит. Гибкая, равномерная, в меру волнообразная, уверенно, без спешки и чрезмерного нажима выполненная линия говорит о достаточном самообладании и эмоциональном равновесии. Никаких сомнений, беспокойства, в некоторой степени безучастность и равнодушие. Часто прерываемая линия свидетельствует о нерешительности, даже робости, неровном характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, имеют место проблемы с пищеварением, расстройство кишечника. Ребенок, который не прилагает усилий в рисовании, часто не прилагает усилий ни в чем. Апатия только при выполнении рисунка может означать, что ребенок проявляет робость при создании рисунка - и больше ничего. Но возможно, что он воспринимает окружающий мир как беспокоящую, тревожную среду, против которой он не осмеливается выступить прямо и решительно. Линия, разрываемая очень часто, практически состоящая из ряда штрихов, - признак агрессивности, представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира. Такой ребенок не умеет действовать прямо, потому что боится коварства и препятствий со стороны внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения. В отношениях с людьми он подозрителен и недоверчив, но это обстоятельство не всегда создает для него неудобства. Если он не вырастет тихим и задумчивым ребенком, то может стать развитым, внимательным, благоразумным, предусмотрительным, нередко возможно раннее проявление чувства юмора. Линии с частыми изломами, близкие по характеру к изображению кардиограммы, - довольно тревожный симптом. Не исключено, что следует забить тревогу. Этот ребенок, видимо, не способен выйти из каракулей, стремится скорее излить душу, чем построить пространство по образцу. Проводя такую линию, ребенок 6 лет сможет нарисовать в лучшем случае дым, выходящий из дымовой трубы дома, но не ровный край стены или дороги. Какие могут быть выводы? Возможно, что здесь налицо нарушение эмоционального состояния. Ребенок, которому не удастся провести даже короткую ровную линию. Может иметь проблемы психического характера. Заслуживающие вашего внимания. Причем одних рисунков для их выявления может оказаться недостаточно. Теперь рассмотрим линии с точки зрения их направленности и размеров. Какие линии преобладают? Короткие или длинные, кривые или прямые, прерывистые или непрерывные? В целом необходимо отметить, что уверенный в себе ребенок использует линии всех типов в зависимости от того, что он собирается изобразить, и не колеблется, даже если должен провести через весь лист бумаги всего одну линию. Ребенок, избегающий изображения кривых линий, вероятнее всего, имеет колючий характер. Более мягкий ребенок до 6-7 лет рисует линии с многочисленными изгибами и поворотами. Сильные и основательные вертикальные линии свидетельствуют о гордом, полном достоинства характере. Ребенок, использующий преимущественно такие линии, также красноречив, любопытен, резв и весел. Но упаси Бог перечить ему! Ребенок, наполняющий пространство светотенью, имеет, скорее всего, характер зрелый, он эмоционален, умеет размышлять, любит покой, напорист, немного упрям. Заполненность и пустоты, их отношения с пространством, о чем уже говорилось выше, показательны и значимы также для каждой отдельной детали рисунка. Ребенок, который выразительно "обрамляет" все законченные пространства (окна, стены, облака, кроны деревьев и т.д.), стремится обычно к порядку и логике. Но иногда это идет от глухого и неосознанного страха перед пустотой, а не от возможности свободного выбора. |
«Руки, ноги, огуречик - вот и вышел человечек!» У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная их функция: цепляться за маму, устанавливая с ней тесный контакт. И лишь пережив отрыв от матери, малыш открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются нормальные руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше. Это означает, что ребенок видит себя (или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи: в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее. Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка, находятся в психологическом контакте. Например, на рисунке 3 папа находится в более тесном психологическом контакте со своей машиной, а не с мамой и ребенком. Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле изображенный герой. Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это, как правило, сигнализирует о каком-то детском страхе. Как вариант, боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе. Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Чаще его можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Линии, не доведенные снизу и со стороны шеи, - недостаточный контроль над собственными влечениями. >«А для чего тебе такие большие уши?» Казалось бы, такие мелкие детали, как глаза, рот, уши, трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи. Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ: «Чтобы слышать!» Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а, прежде всего, критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А тот, кто «без ушей», вообще может игнорировать то, что о нем говорят. Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего, орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. В то же время это не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких родственников нарисованы еще большие уши, чтобы... слушаться. Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же она появляется и что символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея. Так что тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен. Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама!» Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный герой мыслится как не имеющий проблем в этой сфере. Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый «головастый». >«Кто сидел на моем большом стуле?» И еще несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они необязательно означают отсутствие эмоционального контакта с тем или иным членом семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так. Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой. Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы в жизни семьи. Так, на одном рисунке малыш изобразил три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата. Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают. Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа. А напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому, если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний. Опираясь на вышесказанное, родители могут научиться символическому толкованию рисунков. Если в рисунке вам покажется что-то совсем уж неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» вместе с малышом в руки профессионала. |