Главная » Доска объявлений » Психология » Тесты - рисунки

В категории объявлений: 48
Показано объявлений: 41-44
Страницы: « 1 2 ... 9 10 11 12 »


Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет
 также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей
защитных механизмов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инструкция : на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека,
а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует
на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
«ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЁМ»

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:
● Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.
● Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
● Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Изменение экспозиции
В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры
Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя
Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей
Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.
Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Тесты - рисунки | Просмотров: 2945 | Дата: 03.02.2012 | Комментарии (0)

Методика "Дерево"
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево
и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист
с таким изображением (но без нумерации фигурок).
Исходя из опыта мы не предлагаем учащиесяся вначале подписывать на листе свою фамилию,
так как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево.
Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков.
У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.
Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя,
похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение.
Мы проверим насколько вы внимательны.
Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.
Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка,
которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

 

Интерпретация результатов
выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того,
какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка
отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов,
опыта практического применения методики и сравнения ее результатов
с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей,
из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся

с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка,

который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека,

поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

 

Тесты - рисунки | Просмотров: 3001 | Дата: 03.02.2012 | Комментарии (0)

Варианты изображения группы.

Отражение в рисунках лиц, отвергаемых обследуемым.

Отражение в рисунках лиц, наиболее близких обследуемым.

Отражение в рисунках лиц, влияющих на групповой процесс или имеющих высокий статус в группе.

Отражение в рисунках руководителей групп и лиц, от которых зависит группа.

Отражение проблем группы и взаимоотношений между ее членами.

Отражение в рисунках себя.

Инструкцию:Изобразите на листе в виде рисунка вашу группу так, чтобы позднее, посмотрев на него, вы могли бы вспомнить ее.
Предлагается подписать все символы или фигурки именами членов группы . После завершения этой процедуры, , обследуемому дают карандаш, ручку или фломастер отличающегося от основного рисунка цвета и предлагают обозначить на рисунке точками членов группы, которые были «забыты».
1. Варианты изображения группы в представленных рисунках
А
Изображение всех, практически всех или отдельных членов группы в виде портретов, фигурок в полный рост или символов, расположенных хорошо выраженными рядами-отражает защитную реакцию обследуемого .
Диагностическая ценность данных рисунков в плане раскрытия проблем группы не высока.Более тщательно и «красиво» изображены фигуры предпочитаемого члена группы, с подчеркиванием «некрасивых» черт, изображении отвергаемого члена группы.
Б
Защитную реакцию обследуемого отражают и рисунки где члены группы, в виде фигурок, портретов иди условных символов, изображены в том порядке, в котором их видит респондент при выполнении задания. В этом случае возможности интерпретации те же, что и в варианте А.
В
Члены группы могут быть изображены в виде различных символов, предметов, растений или животных,но они расположены рядами, как в варианте А,Б, в той последовательности, в которой они находятся при общей деятельности.Такими рисунками респондент отражает свою заинтересованность в личных контактах с членами группы.
Г

Члены группы, изображенные или в виде символов, как в варианте В, или в виде фигурок (портретов), расположены отдельными группами. Данный тип рисунка указывает на наличие у респондента понимания или чувствительности к внутригрупповым процессам. Эти рисунки обладают высокой значимостью, так как в целом отражают взаимоотношения в группе. Отношения респондента к тем или иным группировкам можно оценить по расположению их на листе: вверху - внизу, справа - слева, в центре.
Д
Большой интерес представляют изображения группы в виде единого символа. Этот вариант может отражать понимание респондентом направление деятельности, целевую задачу, смысл существования данной группы. В этих рисунках-символах респонденты чаще всего не отражают отдельных членов группы. Диагностическая ценность данного рисунка возрастет, если попросить респондента обозначить на нем членов группы. При этом респондент обычно обозначает на рисунке только определенных членов группы в общении с которыми он заинтересован. Обычно самых важных для него или для группового процесса он располагает значимых частях символа (вверху, в центре, в левом верхнем углу) в зависимости от его композиции или более ярко их прорисует.
Е
Респонденты изображают только одного, по-видимому, значимого для них человека. Причем необходимо выделить те рисунки, где они намеренно изобразили именно одного члена группы. На рисунке может присутствовать еще кто-нибудь из членов группы, находящийся во взаимодействии с изображенным лицом, однако, композиционный центр рисунка занимает все-таки один субъект. От этих рисунков необходимо отличать те, где респондент намеревался нарисовать большее количество членов группы, но для него это, вероятно, оказалось затруднительным и он нарисовал только одного или двух. В этих случаях изображаемые лица небольшого размера и нарисованы в левом верхнем углу, а остальное поле листа автор рисунка просто не смог заполнить. Рисунки данного типа были характерны только для лиц подросткового и юношеского возраста. Среди взрослых респондентов они не встречались. На этих рисунках все лица, представляющие собой целую группу, занимают ведущее положение в этой группе и часто избирались респондентами в различных вариантах социометрического опроса.
На одном из рисунков - это мастер-наставник исследуемой группы, на другом - это одно и то же лицо, имеющее высокий рейтинг в группе.

2. Отражение в рисунках лиц, отвергаемых обследуемым.

Как уже упоминалось выше, самой невысокой диагностической ценностью обладают рисунки варианта А и Б, особенно если члены всей группы изображены в виде одинаковых фигурок, не обладающих индивидуальными чертами» или в виде одинаковых символов. В таких случаях, если фигурки или символы изображены рядами в случайном порядке, нельзя считать, что лица изображенные в конце ряда отвергаются респондентом. Скорее это указывает на то, что они, по его мнению, оказывают незначительное влияние на групповой процесс.

Более интересны те случаи, когда респондент «забывал» изобразить отдельных членов группы на своем рисунке. По просьбе экспериментатора он изображал его после завершения рисунка в виде точки карандашом или ручкой другого цвета. Причем нужно заметить, что внесенные позднее члены группы также не всегда являются отвергаемыми, если респондент их просто «вписывает» в изображенный коллектив.

Явно отвергаемыми являются только те лица, которые выносятся за пределы изображенной группы или относятся в нижнюю сторону листа.

Довольно интересными оказались результаты следующего эксперимента. В некоторых учебных группах респондентов попросили изобразить на рисунках преподавателей, то есть лиц, от которых члены группы находятся в зависимости. Здесь были получены неожиданные результаты. В большинстве случаев респонденты отделили преподавателей от своего коллектива и изобразили их отдельной группой не дифференцируя их по значимости. Однако у многих респондентов в рисунках отражено непризнание или даже негативное отношение к некоторым преподавателям, причем оно было одинаковым в нескольких рисунках. Позже, при собеседовании, обследуемые отмечали, что у них не было явной оппозиции к данному лицу, просто этот преподаватель читал им мало лекций и его курс был мало значимым в учебном процессе. Однако иногда присутствовало и действительно негативное отношение к тем или иным преподавателям, с отказом изображать их в любом виде на рисунке. В этом случае, в эксперименте было оговорено, что их можно изобразить на обороте листа бумаги.

Своеобразная форма негативного отношения к некоторым членам группы отражена в рисунке одного из учащихся ПТУ. Четверо членов группы из восьми изображенных, отражены явно комедийно, причем один из них нарисован в виде дерева с дуплом. Все эти лица не фигурировали в выборе автора рисунка при социометрическом опросе. Трое других ребят (одна из них девушка маленького роста) присутствуют в выборах респондента при социометрии, а на рисунке занимают значительную часть листа и изображены с более яркой прорисовкой. Но, не смотря на это, в их облике обследуемым подчеркнуты их физические недостатки и пороки. Явное негативное отношение ко всем своим товарищам выражается через изображение автором рисунка самого себя. Сам респондент нарисовал себя наиболее «красивым», в костюме «престижного» среди подростков воина-ниндзя, с подписью «Я!» (с восклицательным знаком). Причем, фигурка «Я» изображена в малозначительном нижне-правом углу листа, отвернувшаяся от всех остальных членов группы и «срезанная» краем листа бумаги. Интерпретировать этот рисунок можно следующим образом: «Группу составляете «вы», в целом смешные и неинтересные. Среди вас встречаются некоторые ребята, которые на что-нибудь могут сгодиться, однако и они имеют много недостатков. К вашей группе я принадлежу лишь формально, мне с вами не интересно и мне тесно в ваших рамках. Я готов пользоваться вашим признанием. Я считаю, что я – лучше всех». В результате социометрического исследования автор данного рисунка является самой популярной личностью в группе.

3. Отражение в рисунках наиболее близких обследуемым лиц.

В ходе анализа рисунков, полученных в процессе исследования, и данных социометрического опроса было замечено несколько тенденций в изображении наиболее близких обследуемому членов группы:

а) Дальние лица изображаются более красивыми чем остальные (более тщательная прорисовка причёски, черт лица и других деталей внешности). Если все члены группы нарисованы в виде символов, то наиболее близкому лицу соответствует наиболее приятный и привлекательный символ (солнце, цветок).
б) Близкие респонденту лица часто располагаются на рисунке рядом с его автором. Иногда встречаются рисунки, где наиболее близкий для обследуемого член группы(по результатам социометрического опроса и индивидуального собеседования) расположен не только рядом с автором рисунка, но я отделен вместе с ним от остальной группы, а фигурки, изображающие этих лиц, развернуты друг к другу.
в) В некоторых рисунках встречаются лица очень тщательно прорисованные и этим сильно выделяющиеся из остальных. Как правило, это и есть наиболее близкие для обследуемого члены группы.
г) часто встречаются рисунки, где изображены только близкие для респондента лица, тщательно прорисованные и расположенные в центре листа.
Тесты - рисунки | Просмотров: 1924 | Дата: 03.02.2012 | Комментарии (0)

4. Отражение в рисунках лиц, влияющих на групповой процесс или имеющих высокий статус в группе

Даже в рисунках вариантов А и Б, с низкой диагностической ценностью, респонденты иногда выделяют наиболее активных и общительных членов группы, изображая их с подчеркиванием линии губ, улыбающихся.

Однако факторы лидирования, высокого рейтинга, исследованные при помощи социометрического опроса, отражены не во всех рисунках наших обследуемых. По нашему мнению, только отдельные члены обследуемых групп имеют «чувствительность» к групповому процессу и поэтому отражают его в своих рисунках. В таких рисунках иногда фигурирует выраженная вертикальная или пирамидальная структура группы. Наиболее значимые, по мнению респондента, члены группы изображены в верхней части группового символа. В некоторых рисунках с символическим изображением группы, наиболее активные члены имеют более выраженную прорисовку. На рисунке, где группа нарисована в виде кустарника, некоторые его ветви, обозначающие отдельных участников группы, являются более яркими и сильными. На одном из рисунков обследуемая изобразила самых значимых, по ее мнению, ребят из своей группы вместе с собой в центре рисунка, все остальные же нарисованы в отдалении по краям листа.

Некоторые респонденты, изображают всю группу в виде выделенной фигуры наиболее значимого ее члена.

5. Отражение в рисунках руководителей групп и лиц, от которых зависит группа

Как правило, в учебных группах преподаватели не изображаются на рисунке группы. Это указывает на то, что они не ассоциируются респондентами с понятием группы. В наших исследованиях только несколько раз они оказывались изображенными на рисунке, да и то в том случае, когда преподаватель был психологом и проводил групповые занятия, а данное исследование проходило на этих занятиях. В этих случаях он изображен на рисунке в соответствии со своим пространственным расположением при проведении занятий, в соответствии со своей значимостью в структуре группы или выполняющий определённую функцию в группе.

В некоторых рисунках изображение преподавателя ( мастера ) отражало всю группу в целом. В данном случае явно просматривается конформная тенденция авторов рисунка.

Наиболее интересные результаты были получены, когда было предложено респондентам отобразить после завершения рисунков положение преподавателей в виде точек. Символы преподавателей некоторые респонденты располагали на разном расстоянии по отношению к основной структуре группы. Наряду с явным негативизмом по отношению к отдельным преподавателям, некоторые из них изображались в центре группового комплекса, рядом с ним, или на его вершине, что указывает на их явное предпочтение другим и что подтвердилось при собеседовании. Чаще всего это были одни и те же лица на рисунках нескольких респондентов, но не обязательно. Иногда, среди предпочитаемых преподавателей у некоторых респондентов были те, которые отвергались другими.


6. Отражение в рисунках проблем группы и взаимоотношений между ее членами


Не все рисунки пригодны для выявления внутригрупповых процессов и взаимоотношений. Как уже отмечалось выше, часть рисунков несли явно формализованный характер. У части респондентов отмечается выраженная реакция сопротивления на тестирования и они изображают членов группы в виде слабо дифференцированных человечков или символов, расположенных рядами или с отражением их пространственной локализации в момент проведения исследования или проведения групповых занятий.

Подобную защитную реакцию на проведение исследования можно в какой-то мере упразднить, если проводить его анонимно. Правда, в этом случае будут потеряны данные по индивидуальной диагностике.

Часть рисунков данной категории (варианты А, Б, В) отражают, по-видимому, не защитную реакцию, а незаинтересованность респондента в деятельности группы, во взаимодействии с ее членами, слабую чувствительность к внутригрупповым процессам или их непонимание. Эти рисунки также значимы только для индивидуальной диагностики личности респондента, а также для выявления того, кто из членов группы является предпочитаемым, а кто отвергаемым.

Для части респондентов проблемы группы явились очень актуальными, и они отразили их сознательно или неосознанно, хотя инструкцией это не было оговорено.

Иногда респонденты отражали общую направленность деятельности своего коллектива. В других случаях они выделяли наиболее активных членов группы через более явную прорисовку их фигур (символов) или их улыбающихся губ.

Особенно важны те рисунки, где обследуемые отразили членов группы в виде иерархической структуры или пространственно организованных подгрупп.

Необходимо отметить, что разными респондентами иерархическая структура одной группы отражается по-разному. На основании этого можно предположить, что иерархия и лидерство в группе являются весьма относительными факторами для некоторых членов группы.

Наиболее важные результаты были получены, когда респондентов попросили вписать в готовый рисунок «забытых» членов группы и значимых для деятельности группы лиц (например, преподавателей). Очень часто вновь вписанные члены группы или значимые для ее деятельности лица имели четкую пространственную ориентацию по принципу удаления или близости по отношению к ранее нарисованной структуре группы.

Большой интерес вызывают те лица, которые были изображены далеко от группы, а иногда и на оборотной стороне листа. К ним респонденты относились явно негативно, что подтвердилось при собеседовании. Однако такое предпочтение или явная антипатия носила часто индивидуальный характер. Правда, в некоторых группах это было одно и тоже лицо - преподаватель или член группы.

Можно отметить также, что даже в случае вариантов А, Б, В респонденты часто «забывали» о своей установке на сопротивление тестированию и вновь вносимые символы членов группы размещали по принципу «близко-далеко», «выше-ниже» по отношению к группе.

7. Отражение в рисунках себя

Некоторые обследуемые располагают себя в наиболее значимом верхне-левом углу листа, улыбающимися, иногда очень тщательно прорисованными, расположенными среди других членов группы, что указывает на хорошее взаимоотношение с членами группы, самодостаточность, оптимизм. Часть респондентов на рисунке отделяются от группы, изображая себя в виде точки в наименее значимом нижне-правом углу листа или в стороне от группы, а часть вовсе не изображает себя. Нужно заметить, что данные результаты требуют тщательного анализа и могут являться ценным материалом при проведении индивидуальной психодиагностики и психокоррекции.

В некоторых рисунках, полученных при проведении эксперимента, авторы изображают себя как часть чего-то целого, никак не дифференцируя по отношению к группе. Такое изображение говорит о пассивной роли данного человека в групповом процессе. В таких рисунках ценность при психодиагностике отдельных индивидов снижается.

В целом проективный тест «Рисунок малой группы» обладает следующими особенностями

Не все респонденты способны отражать в своих рисунках групповые проблемы и внутригрупповые взаимоотношения. Чаще это бывают лица с повышенной защитной реакцией на тестирование, не заинтересованные в деятельности группы и во взаимодействии с ее членами или со слабой чувствительностью к внутригрупповым процессам.

Однако практически во всех рисунках можно обнаружить кто из членов группы являются более или менее привлекательными для респондента.

Тест «Проективный рисунок группы» помогает выявить лиц более или менее чувствительных к отражению групповых процессов, что по нашему мнению является важной личностной характеристикой, знание которой необходимо при профотборе.

В полученных нами рисунках часто выявляются личностные проблемы исследуемых лиц, что очень важно для оказания адекватной помощи по их разрешению.

Общий анализ рисунков всех членов группы позволяет выяснить внутригрупповые процессы и проблемы, что может способствовать их разрешению и улучшению социально-психологического климата коллектива.

Так как иерархичная структура одной и той же группы разными респондентами отражается в рисунках по-разному, то можно сделать вывод, что иерархия и лидерство в группе являются факторами весьма относительными. Следовательно, при помощи теста «Проективный рисунок группы» психолог имеет возможность выяснить наличие, так называемых, скрытых лидеров в группе и спрогнозировать возможную смену лидеров при изменившейся ситуации.
Тесты - рисунки | Просмотров: 1640 | Дата: 03.02.2012 | Комментарии (0)

1-4 5-8 ... 33-36 37-40 41-44 45-48