Главная » 2010 » Ноябрь » 15 » Опросник креативности Джонсона
18:58
Опросник креативности Джонсона

Опросник креативности Джонсона,
 адаптированный Туник В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда. Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона. Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству. Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме. По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний;
в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности. Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты.
Заполнение опросника требует 10–20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде
(в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности
(учащимися старшего школьного возраста).
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале,
содержащей пять градаций
(возможные оценочные баллы:
1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.).

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов).
В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–20

Низкий

19–15

Очень низкий

14–8


Текст опросника Творческая личность способна:
1.Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
 2.Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
3.Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
4.Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5.Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
6.Демонстрировать поведение, которое является неожиданным,
оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
7.Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову,
типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
8.Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию,
мнение, содействующее решению проблемы
(уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Лист ответов
Дата _____________
Школа___________
Класс___________
Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) __________________________________________ (заполняющий анкету)

В листе ответов c номерами
от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему,
в какой степени у каждого ученика
проявляются вышеописанные характеристики.
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.

Ф. И. О.

Характеристики креативности

1

2

3

4

5

6

7

8

 
                          
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Категория: Психологические тесты | Просмотров: 1124 | Добавил: Валерия | Теги: Психологические тесты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]