Необщительность, смущение, неуклюжесть, неловкость, все это проявления застенчивости
1.Необщительность
Человек необщительный, вследствие своей застенчивости (”ложной скромности”),
уже заведомо уступает свои жизненные позиции другим, более раскованным и разговорчивым людям.
2.Смущение
Они не способны естественно принимать комплименты и знаки внимания от других людей.
И зачастую попав в эпицентр всеобщего внимания, испытывают еще один из видов застенчивости (стыда)
3.Неуклюжесть
Люди застенчивые совершенно заблуждаются относительно того, что не умеют вести себя в обществе ”правильно” и ”должным образом”.
Одним из чувств сопутствующим ощущению стыда является боязнь “ударить в грязь лицом”.
Образуется замкнутый круг. С одной стороны ощущение стыда влияет на поступки, придает им неуклюжесть.
А с другой стороны, свое поведение, которое стыдливец, по собственному разумению считает неуклюжим,
влияет на испытываемое чувство неловкости…
4.Неловкость
Люди застенчивые предпочитают оставаться в сторонке и ”не высовываться”.
Неловкость на публике выражается в беспокойстве тем,
какое впечатление стыдливый человек производит на окружающих.
5.Комплекс неполноценности (Стыд перед самим собой).
Увязнув постоянном самокопании и самоуничижении человек уже не способен продвинуться ни на шаг вперед потому,
что вся психическая энергия уходит у него на то чтобы подпитываться этими чувствами,
вместо того, чтобы сделать что-то действительно полезное для себя.
6.Стыд за поступки других людей
из всех разновидностей стыда, этот, пожалуй, можно назвать самым причудливым и удивительным.
Почему мы испытываем стыд?
Основные причины:
1. Негативный стыд закладывается родительским воспитанием, в основном до 5 лет;
2. Негативный стыд закладывается нормами морали и нравов, действующих в обществе.
Родительское воспитание и стыд:
Тот или иной набор эмоциональных переживаний,
присущий детям формируется родителями посредством запретов и предписаний.
Запрет – это словесное ограничение свободы действий и чувств ребенка.
А предписание - это, напротив, настойчивое и постоянно повторяемое указание как действовать и мыслить ребенку,
исходящее от его родителей. И сочетаясь друг с другом, запреты и предписания,
производят на формирование чувств ребенка по-настоящему ”убойный” эффект.
Стыд и общество
Нормы морали, писанные и не писаные правила оказывают на эмоциональный мир людей значительное воздействие,
вынуждая многих приспосабливаться и менять свои убеждения.
Стыд закрепляется в эмоциональных проявлениях человека, как ответ на социальные события, происходящие в его жизни.
Это может быть:
-Постоянное воздействие на комплекс неполноценности людей, средств массовой информации.
-Уже имеющийся опыт негативного общения с другим человеком или людьми, который сопровождался бурными негативными эмоциями,
и оставило неизгладимый след в душе стыдливца;
-Боязнь, неуверенность в адекватности своего собственного поведения,
постоянное беспокойство о правильности своих действий;
-Отсутствие условий, в которых можно было бы обучиться необходимым навыкам общения с людьми.
Если негативные следствия переживаний стыда являются следствием усвоенных ”неправильных” норм морали и правил,
то их можно скорректировать, изучив и усвоив новые ”правильные” способы общения с людьми.
С этой точки зрения, именно поведение стыдливого человека является причиной переживаемого им чувства стыда.
А раз так, то от такого застенчивого поведения можно отучиться.