Главная » Доска объявлений » Психология » Тесты - рисунки |
В категории объявлений: 48 Показано объявлений: 17-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 11 12 » |
Рисуночный тест Вартегга Рисуночный тест Вартегга очень сложен в интерпретации, так как основан на бессознательных символах. Поэтому слегка напоминает гадание. Зато он отражает основные черты личности рисующего. Автор теста - немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован в 1963г, но в России появился только в 2004г благодаря В.К. Калиненко и его книге "Рисуночный тест Вартегга". Сам тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Вы можете самостоятельно сделать бланк для теста, распечатав эту таблицу в формате А4: Задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получилась законченная картина. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета. Интерпретация теста Вартегга Важно! При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели: смысловое содержание рисунка, особенности графики (нажим, штриховка, расположение), порядок заполнения квадратов. Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти "черточки и точечки" не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное. Квадраты № 1, 2, 7 и 8 - это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные. Квадраты № 3, 4, 5 и 6 - это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неживые предметы, созданные человеком. Если вы заметили отклонение от этого правила - ищите в этом квадрате (теме) проблему. Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире. Квадрат №2: волнистая линия - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими. Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность. Квадрат №4: черный квадрат - это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек. Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, преграду на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх. Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или удаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность. Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость ко внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, "толстокожесть". Квадрат №8: дуга - символ гармонии и защиты. В рисунке обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты. Особенности графики: Чтобы оценить нажим, нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квадраты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, т.е. являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате). Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части - на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку - зависимость и поиск поддержки, в центре - адекватную самооценку и уверенность в себе. Преобладающие линии: горизонтальные - слабость, вертикальные - решительность, штриховка - тревожность. Размер рисунка: сверхбольшие - демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие - подавленность, скромность. Отношение к исходным данным: "линиям и точечкам": рисующий игнорирует их, т.е. его рисунок не связан с ними -сосредоточенность на себе, своём "Я", погруженность в "свой мир"; рисующий учитывает их в своем рисунке, но не полностью - изобретательность; учитывает все - концентрация на конкретном, важном, существенном; создает целостные интересные образы - творческие способности. Порядок заполнения квадратов: человек обычно начинает с тех квадратов, которые ему "нравятся", "легкие", "понятные", т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые "не нравятся", "какие-то непонятные", "сложные" оставляет на потом, т.е. те темы, в которых он испытывает затруднения. |
Апробация проективного теста "Рисунки животных" Тест предназначен для лиц в возрасте 16 лет и старше. Длительность проведения тестирования (письменная форма) – 1 час. Со времен выхода в свет знаменитой "Психодиагностики" Германа Роршаха прошло уже семьдесят лет; столько же длятся споры вокруг предложенного им метода; тесты, разработанные позднее другими исследователями, вызывают не меньшие дебаты. Противники проективных методов подвергают сомнению все, что только возможно: по их мнению, валидность и надежность проективных тестов крайне низка, неясны переменные, исследуемые с их помощью; в конце концов, они считают, что не совсем понятны даже теоретические основы проективных тестов. Тем не менее, мы считаем, что создание новых проективных тестов вполне оправданно уже хотя бы потому, что вряд ли существуют другие методы, которые позволяют получить столь богатую и интересную информацию о внутреннем мире субъекта; что же касается широко известных их недостатков, то они, в конечно счете касаются прежде всего качества интерпретации результатов. Но, как справедливо сказано, плохих тестов - есть плохие психологи. Ниже предлагается описание нового проективного теста, основанного на принципах, несколько отличных от общепринятых. 1.1 Описание теста. Стимульный материал теста представляет собой пять рисунков с изображением вымышленных существ неопределенного пола и возраста. рис.1 рис.2 рис.3 рис.4 рис.5 Инструкция для испытуемого: "Пожалуйста, рассмотрите внимательно эти рисунки. Попробуйте составить рассказ по каждому из них. Поскольку для выполнения этого задания необходимо проявить как можно больше фантазии, правильных или неправильных ответов нет. Вы можете рассказывать все, что считаете нужным." Если испытуемый испытывает затруднения, необходимо повторить инструкцию, подчеркнув, что задание предназначено для выявления способности к воображению, фантазии и т.д. Исследование можно проводить как в устном, так и в письменном виде. Мы, однако, полагаем, что письменная форма все же предпочтительнее: во-первых, в этом случае испытуемый получает лучшую возможность настроиться и сосредоточиться, во-вторых, вне всякого сомнения, письменный текст значительно удобнее анализировать. |
ТЕСТ "Нарисуй слона"
"Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста "Слон." Итак... Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя. свои проблемы и свое видение жизни. Если у слона хорошо прорисованы уши, глаза, рот, кончик хобота, словом, все то, что связано с органами чувств, значит, нарисовавший его человек достаточно
чуток к жизни, умеет видеть ее и слышать. Органы чувств хоть и выписаны, но сделаны несколько небрежно, кое-как прорисован хобот. И очень важная деталь — на ногах слона нет ногтей.
Это верный признак, что человек не аккуратист, не тщателен, не обращает особого внимания на качество жизни, не видит в ней малого. Если еще и ноги прорисованы небрежно, это свидетельство того, что человек неоснователен. Общий абрис рисунка логичен, пропорционален, совпадает с общим видом реального слона. Значит, у рисовавшего есть чувство меры, он умеет комплексно подходить к жизни, знает, что такое гармония.
Все четыре ноги одинаковой длины. Это означает, что человек стоит в жизни довольно устойчиво, привык надеяться в основном только на себя и чувствует
себя уверенным и стабильным. У слона округлая голова, вообще в самом рисунке много округлостей. Округлость указывает на наличие энергий женского принципа - это мягкость, доброта.
Большие, задранные вверх бивни указывают на возможность и готовность постоять за себя. Если бивни хоть и прорисованы, но маленькие и не задраны вверх — это говорит о не агрессивности рисовавшего. Прямо за головой, где у слона голова переходит в туловище, видим выемку. Если она выписана явно, значит, рисовавший раним, ему о многом хотелось бы забыть в жизни. Хвост и хобот опушены вниз. В принципе, это указывает на раздумчиво -грустный, не бойкий характер. Но если наряду с этим в рисунке было бы много всяких округлостей и задора, можно было бы предположить, что автор склонен к частой смене настроений. Уши нарисованы в спокойном состоянии, что немаловажно для вывода о ровном или нервозном характере. Если у слона уши подняты вверх - не исключено, что автор рисунка постоянно встревожен, ждет от жизни каверз и неприятностей.
Если слон нарисован с поднятыми вверх ушами, поднятыми бивнями, вытянутым хвостом и задранным вверх хоботом — человек обладает излишней нервозностью,
агрессивностью. Его надо успокоить, привить ему мысли, что мир
— это не всегда джунгли и вряд ли стоит быть излишне мобилизованным.
Слоны могут быть совершенно разными. Если вы зададитесь целью поразмышлять на эту тему, то погрузитесь в мир символов, образующих "слона".
Исследуя рисунок с прикладной целью, выявляя для этого эмоциональные свойства рисовавшего, черты его характера, мы можем увидеть, что слон может быть нежным, может быть устойчивым в жизни, а может быть брюзжащим, неуживчивым типом.
Нарисовавший слона нарисовал не только себя, но в иносказательной форме доверил бумаге свои проблемы. Вы, увидев их, можете помочь человеку правильно сориентироваться в жизни." |
Методика "Таинственное письмо".
Методика предназначена для диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально.
За 5 минут до окончания занятия (само занятие обычное) экспериментатор объявляет: "Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно - неизвестно.
Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!"
Содержание письма может быть любым: отвлеченным или привязанным к теме урока; небольшим по объему - 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется
обычная система соответствия букв алфавита и цифр:
Каждому ребенку достается листочек с "Таинственным письмом". Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется
перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу
могут оставить листочек на парте и идти гулять.
После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки.
Интерпретация результатов. Высокий уровень познавательной активности - расшифровал целиком. Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается- приступил к расшифровке, но не окончил. Низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку. Вывод о степени выраженности познавательной активности фиксируется на листке с заданием, внизу. |