Главная » Доска объявлений » Психология |
Информация по психологии. [53] |
Советы психолога [99] |
Психология личности [3] |
Психология общения [16] |
Психология влияния [15] |
Психология эмоций [26] |
Психология поведения [12] |
Психология конфликта [0] |
Развивающие упражнения [2] |
Общие тесты [35] |
Развивающие игры [9] |
Школьные игры [9] |
Психологические тесты, для работы со школьниками [16] |
Тесты - рисунки [48] |
Арт-терапия [31] |
арт-терапия (видео) [2] |
Мандалы для раскраски [4] |
Мандалы для релаксации [11] |
Музыка для релаксации [5] |
Язык телодвижений [11] |
Психологические тренинги (видео) [1] |
Психологические фильмы [23] |
Видеоролики рабочие [26] |
Анатолий Кашпировский [7] |
Гипноз [1] |
В разделе объявлений: 465 Показано объявлений: 381-384 |
Страницы: « 1 2 ... 94 95 96 97 98 ... 116 117 » |
Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании - можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого. Материал, который используется во всех тестах, - стандартный лист бумаги (А4) простой карандаш , ластик. Выделенная деталь рисунка открытое проявление эмоций непосредственно перед, во время или после рисования, во время комментирования нарисованного либо в последующей беседе; необычная последовательность изображения деталей рисунка необычное отношение, проявляющееся в частом стирании ластиком (особенно если рисунок при этом не улучшается), возврат к нарисованному во время выполнения данного или последующих рисунков либо слишком большая трата времени на изображение деталей; необычная манера изображения деталей; непроизвольное назойливое повторение при выполнении какого-то фрагмента рисунка; комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом или его отдельных фрагментов. Негативный способ: незавершенные детали; пропуск одной или больше обязательной детали уклончивый комментарий относительно рисунка или отказ от него. Интерпретация значимых деталей и (или) способа их изображения поможет нам понять все желания, страхи, конфликты, стремления испытуемого. Важно, чтобы испытуемый мог участвовать в интерпретации результатов его работы. Адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, если учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией рисунка. Интерпретация должна проводиться с большой осторожностью и в свете максимально полной информации об испытуемом и окружающей его обстановке (как в прошлом, так и в настоящем). Пространство в рисунке Детским рисункам свойственны некоторые общие особенности, связанные с использованием пространства. Как правило, дети используют для рисунка все пространство листа, в противном случае это является признаком робости и неуверенности. Уверенный в себе ребенок использует всю необходимую ему площадь, начиная рисунок с центра и двигаясь без колебаний к краям листа, оставляя то в одном, то в другом месте большие поля (как правило, больше сверху, чем снизу). Если ребенку не удается соблюдать границы листа, то можно предположить наличие некоторой задержки в развитии сенсорномоторной координации. Это как бы проявление лености в соблюдении расстояний и в распоряжении пространством, в котором его рука в общем-то является хозяйкой. Таких детей надо не только ободрять, но и учить рисовать на всей площади листа бумаги. Если ребенок интуитивно чувствует границы листа, но сознательно их нарушает, заполняя весь лист, не оставляя даже минимального пустого пространства, это указывает на чувство беспокойства. Страх перед пустотами интерпретируется как наличие "пустот" в чувственной жизни ребенка. В определенные периоды жизни ребенок может чувствовать себя одиноким, незащищенным. Возможно, из-за какой-нибудь физической особенности (раннее выпадение молочных зубов, уши торчком, дефекты в произношении, недостаточное "атлетическое" развитие и ловкость в играх) или вследствие более глубоких причин (семейных, связанных со средой), вынуждающих его защищаться из страха перед страданиями. В этом случае ребенок чувствует необходимость заполнения пустот на листе бумаги, как бы высказывая пожелание, чтобы были заполнены "пустоты" его потребности в любви и тепле. Ребенок иногда страдает от недостатка внимания и общения. Если же ребенок вам об этом сказал, то решить эту проблему вам будет нетрудно - надо только отнестись к ней со всей ответственностью. Недостаточное проявление любви к ребенку часто может глубоко травмировать его психику. Как правило, ребенок рисует различные объекты, начиная с центра листа. Самым важным объектом для него является тот, который расположен в центре рисунка. Это может быть шарик, собака, мороженое или игрушка. Главной темой рисунков может стать отец, который работает, или мама, которая готовит на кухне, или он сам, играющий с собакой или читающий книжку. Не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам предметов, человеческих фигур и т.п., нарисованных детьми до 4 лет, их завершенности и расположению на листе бумаги. У более старших детей самыми крупными будут наиболее значительные фигуры или предметы, поразившие их воображение или постоянно занимающие их мысли. Линия в рисунке Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, приложенной при ее проведении, и движения (протяженность и направленность). В первом случае нужно обратить внимание на форму проведения линии, которая может иметь следующие характеристики: толстая и протяженная, тонкая и прерывистая, тонкая и протяженная, разорванная и тд. В меру ровная, с умеренным нажимом, без разрывов и рывков проведенная линия свидетельствует об уверенном владении карандашом. Такая линия, проведенная ребенком 4-5 лет, указывает на решительный характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие. Линии (все или большинство), выполненные с сильным нажимом, так что кончик карандаша едва не ломается, говорят о скрытой агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности, склонности к самобичеванию. Если в рисунке преобладают линии типа крупного зигзага, неровные, часто меняющие направление, с неравномерным нажимом, то сильным, то более слабым, - это указывает на неуверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность, выполняя такое трудное задание, как сохранение постоянной силы давления на лист бумаги при проведении линии. Неуверенное владение карандашом, неумение крепко держать его в руках - свидетельство неверия в своя силы. В этом случае вам нужно понаблюдать за ребенком. Поговорить с ним по душам, чтобы понять, что за этим стоит. Гибкая, равномерная, в меру волнообразная, уверенно, без спешки и чрезмерного нажима выполненная линия говорит о достаточном самообладании и эмоциональном равновесии. Никаких сомнений, беспокойства, в некоторой степени безучастность и равнодушие. Часто прерываемая линия свидетельствует о нерешительности, даже робости, неровном характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, имеют место проблемы с пищеварением, расстройство кишечника. Ребенок, который не прилагает усилий в рисовании, часто не прилагает усилий ни в чем. Апатия только при выполнении рисунка может означать, что ребенок проявляет робость при создании рисунка - и больше ничего. Но возможно, что он воспринимает окружающий мир как беспокоящую, тревожную среду, против которой он не осмеливается выступить прямо и решительно. Линия, разрываемая очень часто, практически состоящая из ряда штрихов, - признак агрессивности, представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира. Такой ребенок не умеет действовать прямо, потому что боится коварства и препятствий со стороны внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения. В отношениях с людьми он подозрителен и недоверчив, но это обстоятельство не всегда создает для него неудобства. Если он не вырастет тихим и задумчивым ребенком, то может стать развитым, внимательным, благоразумным, предусмотрительным, нередко возможно раннее проявление чувства юмора. Линии с частыми изломами, близкие по характеру к изображению кардиограммы, - довольно тревожный симптом. Не исключено, что следует забить тревогу. Этот ребенок, видимо, не способен выйти из каракулей, стремится скорее излить душу, чем построить пространство по образцу. Проводя такую линию, ребенок 6 лет сможет нарисовать в лучшем случае дым, выходящий из дымовой трубы дома, но не ровный край стены или дороги. Какие могут быть выводы? Возможно, что здесь налицо нарушение эмоционального состояния. Ребенок, которому не удастся провести даже короткую ровную линию. Может иметь проблемы психического характера. Заслуживающие вашего внимания. Причем одних рисунков для их выявления может оказаться недостаточно. Теперь рассмотрим линии с точки зрения их направленности и размеров. Какие линии преобладают? Короткие или длинные, кривые или прямые, прерывистые или непрерывные? В целом необходимо отметить, что уверенный в себе ребенок использует линии всех типов в зависимости от того, что он собирается изобразить, и не колеблется, даже если должен провести через весь лист бумаги всего одну линию. Ребенок, избегающий изображения кривых линий, вероятнее всего, имеет колючий характер. Более мягкий ребенок до 6-7 лет рисует линии с многочисленными изгибами и поворотами. Сильные и основательные вертикальные линии свидетельствуют о гордом, полном достоинства характере. Ребенок, использующий преимущественно такие линии, также красноречив, любопытен, резв и весел. Но упаси Бог перечить ему! Ребенок, наполняющий пространство светотенью, имеет, скорее всего, характер зрелый, он эмоционален, умеет размышлять, любит покой, напорист, немного упрям. Заполненность и пустоты, их отношения с пространством, о чем уже говорилось выше, показательны и значимы также для каждой отдельной детали рисунка. Ребенок, который выразительно "обрамляет" все законченные пространства (окна, стены, облака, кроны деревьев и т.д.), стремится обычно к порядку и логике. Но иногда это идет от глухого и неосознанного страха перед пустотой, а не от возможности свободного выбора. |
«Руки, ноги, огуречик - вот и вышел человечек!» У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная их функция: цепляться за маму, устанавливая с ней тесный контакт. И лишь пережив отрыв от матери, малыш открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются нормальные руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше. Это означает, что ребенок видит себя (или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи: в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее. Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка, находятся в психологическом контакте. Например, на рисунке 3 папа находится в более тесном психологическом контакте со своей машиной, а не с мамой и ребенком. Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле изображенный герой. Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это, как правило, сигнализирует о каком-то детском страхе. Как вариант, боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе. Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Чаще его можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Линии, не доведенные снизу и со стороны шеи, - недостаточный контроль над собственными влечениями. >«А для чего тебе такие большие уши?» Казалось бы, такие мелкие детали, как глаза, рот, уши, трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи. Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ: «Чтобы слышать!» Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а, прежде всего, критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А тот, кто «без ушей», вообще может игнорировать то, что о нем говорят. Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего, орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. В то же время это не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких родственников нарисованы еще большие уши, чтобы... слушаться. Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же она появляется и что символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея. Так что тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен. Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама!» Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный герой мыслится как не имеющий проблем в этой сфере. Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый «головастый». >«Кто сидел на моем большом стуле?» И еще несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они необязательно означают отсутствие эмоционального контакта с тем или иным членом семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так. Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой. Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы в жизни семьи. Так, на одном рисунке малыш изобразил три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата. Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают. Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа. А напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому, если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний. Опираясь на вышесказанное, родители могут научиться символическому толкованию рисунков. Если в рисунке вам покажется что-то совсем уж неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» вместе с малышом в руки профессионала. |
Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Инструкция : на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА «ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЁМ» При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями: ● Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. ● Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. ● Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Изменение экспозиции В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета). В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца. Трансформация фигуры Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц. Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования. Атрибуты дождя Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная. Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Дополнительные детали Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты. Искажение и пропуск деталей Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. Цвет в рисунках Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения. |
Методика "Дерево"
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево
и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист
с таким изображением (но без нумерации фигурок).
Исходя из опыта мы не предлагаем учащиесяся вначале подписывать на листе свою фамилию,
так как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево.
Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков.
У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.
Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя,
похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение.
Мы проверим насколько вы внимательны.
Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.
Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка,
которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов
выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того,
какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка
отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов,
опыта практического применения методики и сравнения ее результатов
с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей,
из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков. Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий с завышенной самооценкой и установкой на лидерство который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
|