Главная » Доска объявлений » Психология » Арт-терапия

В категории объявлений: 31
Показано объявлений: 17-20
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 »


Групповая арт-терапия.

П
еред началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы,
которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата.

Вот эти принципы:


1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников.

2. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер.

3. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих.

4. При отсутствии желания принимать активное участие в выполнении упражнения можно не принимать в нем участие.

5. Каждому из участников на сеансе арт-терапии должно быть комфортно.

6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего.

Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер,
не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии
арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической
сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения.

Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой,
основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы.
Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение
к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса).

Упражнения, выполняемые в группах:

1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно
в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение "Индивидуальное рисование”
позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает
человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников
специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом.
Для проведения упражнения "Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши.
Время проведения упражнения – 60 минут.

Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага.
Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду.
При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс.
Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более
яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки
красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого.
Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает
свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками
группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый
из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег
по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений
в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования
человека к творческой работе.

Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя /
 ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения – от 60 до 120 минут.
Необходимые для упражнения материалы – пластилин и глина.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой.
Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной
и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).

Далее каждый участник из глины начинает "создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами,
участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев.
Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других
участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим
проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между
участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга,
рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы.

Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством.
Необходимые для выполнения упражнения материалы – цветные карандаши, ручки и бумага.
Продолжительность упражнения – 60 минут.

Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки,
цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто,
обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает
свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок
от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника – дополнить
данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым.
Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется.
Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок.
Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков.
В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Арт-терапия | Просмотров: 1401 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»

Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие»
изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.


«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название.
При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений,
человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов
и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов.

Почему в воображении возникла именно эта детская игра?
Какие чувства возникали во время работы над образами?
Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок?
Почему выбраны те или иные цвета?
Арт-терапия | Просмотров: 878 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

Работа с глиной, пластилином, тестом и воском

Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все,
что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.

Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
Создаем и разрисовываем фигуры из глины.
Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
Создаем глиняные амулеты и обереги.
За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

Арт-терапия | Просмотров: 1089 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

«Каляки-маляки»: упражнения с каракулями ↑

Упражнение первое

Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги,
рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно
развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.

Упражнение второе

В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного
промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их,
а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.

Упражнение третье

Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули.
Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов,
находим в изображенном образ и развиваем его.
Арт-терапия | Просмотров: 1366 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

1-4 5-8 9-12 13-16 17-20 21-24 25-28 29-31