Главная » Доска объявлений » Психология » Арт-терапия

В категории объявлений: 31
Показано объявлений: 13-16
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 »





Можно ли справиться с тяжелым, плохим настроением самим? Оказывается, можно.

Техники этого направления помогли многим и многим мужчинам и женщинам в тяжелые периоды их жизни.
Вот одна из них:

Сядьте поудобнее за стол, возьмите карандаши, мелки, кисти и краски или фломастеры и чистый лист бумаги.
Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе. Теперь начинайте рисовать на бумаге абстрактный
сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры, блики - что угодно. Главное условие здесь - «отпустить руку»,
то есть не задумываться над тем, что рисуете: это должно быть просто настроение и свободный полет фантазии.
Рисовать желательно левой рукой, чтобы рисунок получился без всяких сюжетов, как можно более отвлеченным.
Рисуя, старайтесь полностью погрузиться в свои переживания, выбирать цвет и проводить линии так,
как вам диктуют ваши эмоции. И при этом представляйте себе, что переносите свое переживание на бумагу,
стараясь его полностью "выплеснуть" на листок, освободиться от него. Рисовать надо до тех пор,
пока не заполнится все пространство листа и на нем не останется свободного места.
Если лист бумаги уже заполнен, а вы не успокоились, то возьмите еще один лист и начинайте рисовать снова.
Остановитесь только тогда, когда вы почувствуете успокоение и внутреннее равновесие.

Теперь возьмите еще один чистый лист бумаги и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение «здесь и сейчас».
Долго не думайте, пусть ваши слова возникают, как свободные ассоциации. Их может быть и 20 и 3,
это не имеет значения, лишь бы они шли из самой души. Остановитесь тогда, когда почувствуете,
что больше писать не хочется. Это чувство чем-то напоминает чувство опустошения, легкой усталости.
Вы полностью передали бумаге свое настроение.

А теперь прислушайтесь к себе: что бы вы хотели сделать с этим рисунком?
Может - энергично и с удовольствием разорвать листок с рисунком и выбросить его в мусорную корзину?
Или вы хотите его, возможно, - сжечь?
Бросить на пол - и энергично истоптать? Сделайте всё, что считаете нужным! Всё.
Теперь вы избавились от своего тяжелого настроения, оно перешло в рисунок и исчезло.
Кстати, листочек со словами можно подвергнуть той же участи.
Но "самотерапия" на этом не окончена.
Остался еще один штрих.
Постарайтесь во всех мелочах и деталях вспомнить самое приятное и радостное событие своей жизни.
Когда это было, в какое время года, кто был рядом, кто был вокруг вас, какие раздавались звуки и слышались запахи,
что вы ощущали кожей - все-все, до мельчайших чувственных деталей. Вспомнили?
А теперь берите еще один лист бумаги и начинайте рисовать на нем (опять левой рукой)
абстрактные фигуры, выбирая те цвета, которые вам хочется. Рисуйте до тех пор, пока все
пространство листа не заполнится вашим произведением. Переверните листок и на его обратной
стороне напишите те слова, которые отражают ваши переживания того приятного события.

Получившийся рисунок положите или повесьте на видное место и в течение нескольких дней почаще смотрите на него.


Как видите, техника эта совсем не сложная и доступна любому, независимо от его творческих наклонностей.
И даже если вам кажется что ваше плохое настроение останется с вами навсегда - попробуйте рисовать т
ак,
как мы описали выше. Очень многие были удивлены, когда замечали, что бумага как будто
действительно "впитала" в себя все негативные эмоции.
Арт-терапия | Просмотров: 856 | Дата: 04.02.2014 | Комментарии (0)

ВТОРОЙ ЭТАП

Этот этап арт-терапевтической программы посвятили развитию коммуникативных навыков, коррекции
привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей. Упражнения подбирались
таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.

Темы занятий второго этапа

1. Подарок: рисование двумя красками на мокром листе
2. Странное животное: рисование втроем
3. Каракули
4. Интервью-презентация
5. Повторялки
6. Кооперативное рисование
7. Рисунок вдвоем
8. Рисунок по кругу на свободную тему
9. Совместное тематическое рисование
10. Совместное свободное рисование

Структура занятия: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание.
Первое упражнение являлось подготовительным. Оно выполнялось каждым ребенком в отдельности, и он имел
возможность понаблюдать взаимодействие двух красок: синей и желтой, отметить качественно новый результат
такого взаимодействия — появление зеленого цвета. Далее была проведена групповая изобразительная игра
«Странное животное»: дети в группах по три человека, при участии ведущих, по очереди пририсовывали части
тела животного, не видя предыдущего рисунка. Обсуждение проходило живо и с юмором, однако после этого
многие выразили желание изобразить свое собственное странное животное в одиночку. Дружно и без конфликтов
прошли занятия, на которых дети рисовали друг для друга каракули, обменивались ими и создавали из них образы.

Вызвало интерес упражнение «Интервью-презентация». Дети брали интервью друг у друга и у ведущих,
а затем изображали самое, на их взгляд, важное и интересное. При этом некоторые посвятили свои рисунки
любимым ведущим, то есть все-таки опять взрослым. Упражнение «Повторялки», где дети по очереди повторяли
рисунки друг друга, то есть были в роли ведущего и ведомого, понравилось всем. При обсуждении выяснилось,
что большинству привычнее и комфортнее быть в роли подчиненного.

Упражнение «Кооперативное рисование» было посвящено рисованию сказки. Она была выбрана всеми
вместе — «Золушка». Каждому по жребию достался тот или иной герой. В конце занятия все рисунки расположили
по порядку и вспомнили сказку. Прием кооперативного рисования понравился детям и был затем повторен
в разных вариантах. Упражнение «Рисунок вдвоем» не получилось. Некоторые дети категорически отказывались
рисовать в парах, и им было предложено заменить это упражнение рисунком своего настроения. Выполнение упражнения
«Рисунок по кругу» напоминало конвейер. Многие совершали стереотипные операции. Одна девочка, вооружившись
карандашом и линейкой, на всех поступавших к ней листочках рисовала дорогу. Девочка, сидевшая вслед за ней,
«штамповала» цветочки вдоль дороги, а следующий ребенок пририсовывал в углу зайчика.
В результате многие рисунки получились почти одинаковыми, при этом дети были вполне довольны результатами.
Детям вообще больше нравится монотонная, пусть однообразная, но понятная и хорошо организованная работа.
А упражнения, требующие воображения и гибкости, вызывают у них раздражение и нежелание работать.
На заключительном занятии было проведено совместное рисование, темы были выбраны детьми
— «Весенний лес» и «Город мечты». Сначала детям активно помогали взрослые. Участники рисовали все,
что хотели, но остались очень недовольны результатом. Потом, по предложению ведущего,
ребята предварительно договорились о том, что будут изображать, и распределили между собой функции.
На этот раз они были удовлетворены полученным результатом.


Город своей мечты дети рисовали уже практически без участия взрослых. При этом нам было радостно наблюдать, как спокойно, дружелюбно и продуктивно они работали. Мы отмечали каждую мелочь: дети не толкались, не огрызались, просили друг у друга карандаши и ластики, и за все занятие даже никто ни на кого не обиделся! Завершилось занятие награждением участников.

БЕЗ ПООЩРЕНИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

Несколько слов о награждении. Первый раз поощряли детей в самом начале занятий за то, что они смогли преодолеть нежелание работать. Это навело на мысль использовать такую систему поощрений, которая выполняла бы коррекционную функцию. Выбрали жетонную систему. Чтобы получить желаемое вознаграждение, надо было «заработать» серию жетонов, которые выдавались за участие в выполнении упражнений. Так мы стимулировали воспитанников к регулярной работе, к преодолению привычки праздно проводить свободное время. Обратили внимание, что на первом этапе дети очень ревниво относились к успехам других и стремились сами получить поблажки, принизив заслуги товарищей. Но постепенно они привыкли сдерживать свои импульсивные желания. Ребята придирчиво следили за справедливостью в распределении жетонов. Нас порадовало, что иногда они указывали на наши ошибки не только по отношению к другим детям, но и к себе. В результате все получили маленькие награды (блокнотики, ластики, карандаши и т.д.). Хочется отметить, что в завершение программы дети, даже те, кто вначале был за уравниловку, смогли спокойно принять тот факт, что количество поощрений у всех разное.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу второго этапа стали отмечаться положительные сдвиги в поведении детей, гармонизацию их эмоциональной сферы, снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. Уже не было серьезных проблем с выбором партнеров для работы, дети легче и охотнее приступали к выполнению работы, почти прекратились вспышки агрессии, повысилась степень принятия своих и чужих рисунков, они стали более открыто и активно участвовать в обсуждении, вербально выражать свои чувства. Наиболее интеллектуально сохранные дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние своих товарищей, появилось сочувствие, эмпатия. Некоторые научились выражать одобрение и поддержку другим детям, радоваться чужому успеху, а также в случае необходимости призывать к приемлемому поведению и даже сглаживать конфликты. Таким образом, дети освоили новый для себя опыт общения и взаимодействия.

Подводя итог, можно отметить, что арт-терапевтические методы показали свою эффективность в коррекции эмоциональных проблем и привычных неадаптивных форм поведения детей с психической депривацией. Для получения устойчивых результатов необходимо включать арт-терапевтическую работу в комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие личности детей.
Арт-терапия | Просмотров: 1026 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)


ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ

Арт-терапевтическая форма работы позволяет:

— создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;
— членам группы оказывать друг другу взаимную поддержку;
— развивать у участников социальные навыки;
— повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;
— развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.

ПРАВИЛА

При проведении занятий соблюдались следующие правила.

Ведущие не использовали принуждение, команды, указания, требования.
Ребенок имел право работать в собственном темпе.
Ребенок имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п.
Ребенок имел право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-то по желанию, если это не противоречило социальным и групповым нормам.
Был введен запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой,
не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе работы главной целью была адаптация детей к новым условиям жизни. Эти занятия состояли из двух частей.

Первая включала группу арт-терапевтических упражнений из серии «Восприятие себя». Такие упражнения позволяют ребенку
отразить свой биографический опыт, отношение к самому себе и способствуют глубокой рефлексии индивидуальных потребностей и чувств.

Вторая часть была представлена играми-упражнениями («Молекулы», «Скульптор и глина», «Таможня», «Узнай меня» и т.д.),
направленными на формирование первичных коммуникативных навыков.

Темы занятий первого этапа

1. Мое имя
2. Метафорический портрет: я в образе растения
3. Метафорический портрет: я в образе животного
4. Метафорический портрет: я в образе предмета
5. Автопортрет
6. Что я люблю?
7. Мое настроение
8. Я в будущем
9. Рисунок вдвоем
10. Поздравительная открытка

Арт-терапевтическим упражнениям предшествовала вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева.
В начале каждого занятия обязательно разбирались возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми,
и ведущими. Это обеспечивало достаточно широкий спектр выбора. На этом этапе полностью самостоятельный выбор
нашим детям был пока недоступен. Это показали первые занятия: большинство участников стереотипно ориентировались
на первые предложения более активных и развитых детей. После изобразительной деятельности ведущие побуждали
детей к высказыванию своих чувств хотя бы на уровне «нравится — не нравится».

У всех участников постепенно пробуждался интерес к изобразительному творчеству. Вначале многие боялись
приступать к выполнению рисунков, отказывались рисовать красками, сомневались в результате, не верили в свои возможности.
Но постепенно на смену страху пришло любопытство, а затем — и интерес к творческому самовыражению.
Дети с удовольствием рисовали свое имя, себя в образе растения и цветка, автопортреты, свое настроение.
Упражнение «Что я люблю» свелось к обсуждению гастрономических предпочтений участников. Изображение себя
в образе животного и предмета вызвало у детей значительные затруднения с выбором объекта. Это связано
с незрелостью мыслительных операций наших воспитанников, трудностями в возникновении у них ассоциаций и метафор.

Большие проблемы вызвала работа в парах и упражнения, предполагающие коммуникацию. Здесь проявилось
негативное восприятие детьми многих окружающих и их недоверие к миру. На некоторых занятиях дети не могли определить,
кто с кем будет сидеть. Мы учитывали пожелания участников и разрешали им рассаживаться по двое, по трое и по одному.
В течение занятия часть детей успевала выполнить несколько рисунков, другие же еле-еле могли закончить один,
некоторые откладывали свои работы на следующий день. Часто дети экспериментировали с красками.
Иногда они начинали рисовать яркими светлыми цветами, а затем брали темную краску и буквально до дыр замалевывали
все пространство рисунка, делая это долго и с удовольствием. Как правило, следующий после этого рисунок был более светлым и спокойным.

Иногда дети выражали желание уничтожить свое произведение (смять, разорвать). Мы не поощряли этого, но давали
право ребенку самостоятельно распорядиться своим рисунком. На первых занятиях дети непроизвольно прибегали
к сравнению своих и чужих работ. Причем у одних это сравнение было постоянно в свою пользу, а другие до слез расстраивались,
глядя на более привлекательные, с их точки зрения, работы других детей. Ведущим стоило большого труда приучить
своих подопечных к безоценочному взгляду, к умению видеть свои маленькие успехи и быть терпимыми. Ведущие старались
создавать ситуации успешности для каждого ребенка на его уровне. Но так как все это проходило медленно и постепенно,
на занятиях частенько случались небольшие драмы. Иногда ребенок покидал класс, где проходило занятие, но мы всегда
давали ему возможность вернуться, и, как правило, он возвращался до конца занятия.

Учитывая, что детям было очень трудно выражать и высказывать свои чувства другому человеку, мы ввели еще одного
участника занятий — белую ворону Каркушу (кукла бибабо). Она начинала занятие, задавала каждому вопросы,
беседовала с детьми, сглаживала острые ситуации, успокаивала, завершала занятие, ласково прощаясь лично с каждым ребенком.
Дети полюбили Каркушу, воспринимали ее как живую, интересовались, где она спит ночью, что делает на каникулах,
есть ли у нее дети. Они контактировали с Каркушей и с ведущими даже с большим желанием, чем со сверстниками.
Серьезную обеспокоенность у нас вызвало проведение игровых упражнений, направленных на формирование
первичных коммуникативных навыков. Дети с интересом включались в игру, но с трудом соблюдали очередь,
капризничали, проявляли вербальную агрессию, не подчинялись правилам. Особенно следует отметить проблемы
телесного контакта. Некоторые дети с трудом переносили прикосновения, всячески их избегали, другие же обнаруживали
тенденцию «прилипания» ко взрослому. С этими проблемами мы решили поработать отдельно. Таким образом,
наш опыт показал нецелесообразность использования на занятиях одновременно и арт-терапевтических, и игровых упражнений.

Арт-терапия | Просмотров: 930 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЯ

Упражнение «Зеркало»

Первый вариант — один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача последнего
— повторять движения лидера как можно точнее,
в том же темпе. После обсуждения партнерами чувств и переживаний происходит обмен ролями.
В конце упражнения выясняется, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее и т.д.
Второй вариант — использование тактильного контакта рук. Участникам необходимо встать друг напротив друга,
соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуждается,
насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции?
При повторении упражнения тактильный контакт можно усилить (соединить ладони).

Упражнение «Рисование в воздухе»

Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно
переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может
выполняться в парах и общем круге. В последнем случае характер движений и темп задает арт-терапевт,
а затем, по желанию, и другие участники группы.

Упражнение «Слепой — поводырь»

Задача «слепого» — закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению
с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем».
Главное — невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть сознательным, если все участники
разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения ощущений полезно повторить упражнение
со случайно найденными «поводырями». После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах
участники сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее.

Упражнение «Путаница»

Оно выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие.
Может использоваться на любом арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на первом и заключительном.
Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем — 6, 7.
Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры — это ноги двух участников,
пятая — две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек.
Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам
предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза
и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной.
Затем арт-терапевт соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась «путаница».
Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные
«связи» друг с другом. Это веселое упражнение имеет глубокий арт-терапевтический смысл и замечательно
настраивает на дальнейшую работу в группе, задает доброжелательный тон.

Упражнение «Прогулка по...»

Это может быть, например, прогулка по пространству тетрадного листа. Участникам предлагается представить
себя одинокими буквами и прогуливаться по листу, не нарушая поля и границы. По сигналу арт-терапевта все
должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится. Заметим, что некоторые люди плохо
чувствуют пространство и ошибаются при ответе на вопрос, где расположена их «буква»: в начале страницы,
в конце, на полях. Сказанное особенно характерно для детей с дисграфией. При повторе можно посоветовать
участникам-«буквам» объединиться в слова, имена и проч. «Прогулка» может быть свободной,
когда человеку предлагается просто почувствовать свое тело при выполнении разнообразных
(плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве комнаты.
Постепенно упражнение усложняется. К примеру, продолжая прогуливаться, участники должны имитировать встречу.
В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности,
по команде арт-терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать, отпрыгивать и т.п.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Задание «Могу позволить себе играть как ребенок...»

Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название.
Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.),
листы бумаги большого формата (А3 и больше). Понятно, что при рисовании левой рукой «правша»
как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным.
При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот,
появления ярких творческих образов. Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении?
Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

Групповое рисование по кругу

На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна,
а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок
возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел.
Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается
своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».
Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные
чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Арт-терапия | Просмотров: 2007 | Дата: 25.01.2014 | Комментарии (0)

1-4 5-8 9-12 13-16 17-20 21-24 25-28 29-31