Главная » Доска объявлений » Психология » Арт-терапия |
В категории объявлений: 31 Показано объявлений: 21-24 |
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 » |
Мандала как средство арт-терапии В переводе с санскрита "мандала" означает центр, окружность и издавна имеет духовный смысл символического отражения внутреннего мира человека. Когда-то слово "мандала" было известно лишь любителям и ценителям восточной культуры и эзотерических знаний. Мандала-терапия — это эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем. В некотором смысле принцип ее действия можно сравнить с действием гомеопатических средств – медленно и верно. Мандала-терапия эффективна в решении самых разнообразных проблем — от проблем в общении, семейных, творческих, до профессиональных и даже организационных, Буддийские монахи и ныне творят мандалы, тщательно подходя к процессу. Площадка, на которой будет выложена мандала, песок, которым она будет насыпана — всё готовится заранее. Песок тщательно промывается, просушивается, окрашивается. Поверхность, на которой будет создаваться мандала должна быть идеально ровной и чистой, нити для разметки — только белыми. Когда все приготовления завершены, наступает процесс создания мандал, который может длиться несколько часов, а то и дней, и выглядит завораживающе… Готовая мандала существует некоторое время для молитвы, медитаций и созерцания, а потом разрушается теми, кто её создавал. Буддисты говорят об этом так: "Сумей сотворить и отпустить". Возможны разные варианты работ с мандалами — рисование, вышивание, вырезание, плетение, создание насыпных мандал из круп, объёмных — из природных материалов… Создавая мандалу, мы в символической форме являем на свет "ребёнка", и этот ребёнок — мы сами. И тогда, работая с Внутренним Ребёнком, используя разные цвета, формы, образы, мы раскрываем свой творческий потенциал. Мы развиваем интуицию, приближаемся к пониманию насущных жизненных вопросов и личного предназначения. Исследуя творческие способности, мы гармонизируем эмоциональное состояние — через работу с мандалой происходит выход подавленных чувств и эмоций. Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять: в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок) в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга) в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции) с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.) Применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми: При проблемах самооценки При ощущении внутреннего дисбаланса Активизация ресурсных состояний личности При страхе потерять контроль над собой При пессимизме и депрессии При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций). При ощущение жизненного тупика Психокоррекция страхов и тревог Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные) Сопровождение адаптации Семейные ситуации Психосоматические проблемы Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей) Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения Воспитание терпеливости и аккуратности Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, человек чувствует удовлетворение от созерцания. |
Рисуночный тест "Детский сад" Адаптация ребёнка в детском саду - очень важный этап в жизни всей семьи. Успешная адаптация - залог дальнейшего посещения сада с удовольствием, а не со слезами и бесконечными заболеваниями. Адаптация в детском саду может занимать от недели до полугода. После длительного пропуска или смены воспитателей и состава группы адаптация происходит заново. Иногда бывает сложно понять, насколько комфортно чувствует себя ребёнок в детском саду. Часто бывает, что дети не хотят ходить в сад, плачут, цепляются за маму и долго не заходят в группу. Иногда уже через 15 минут они забывают обо всем, включаются в игровой процесс и вечером не хотят идти домой. Очень важно выяснить, где находится причина негативного поведения - в детском саду или вне его (в зависимости от мамы, в неуверенности в себе, в ревности к младшему брату и т.д.). Узнать, насколько успешно прошла адаптация ребёнка в детскому саду, можно с помощью рисуночного теста "Детский сад". Тем более что интерпретация рисуночных тестов - процесс творческий и полезный для обеих сторон. Малыш сможет выразить свои переживания и волнения, а вы - посочувствовать и помочь ему. Инструкция: нарисуй себя в детском саду. Никаких пояснений давать не надо, пусть ребёнок рисует то, что он сам захочет. По окончании рисунка можно задать вопросы: Как там, в детском саду на этом рисунке? (грустно или весело, хорошо или плохо) Кто изображен на этом рисунке? Что они делают? Если никого нет, то где они? Кто придет первым? Что он станет делать? А что ты делаешь на рисунке? А что ты хотел бы делать? Если тебя нет на рисунке, то где ты? Ребёнок может вносить изменения в свой рисунок по ходу этих вопросов. Учитывайте это при интерпретации любых рисуночных тестов: изменения - это желаемая, а не реальная ситуация. Например, сначала на рисунке он играл один (нехватка общения), а потом с Мишей (с ним он хотел бы дружить). Интерпретация рисуночного теста "Детский сад" 1. Сюжет рисунка Предполагаемые рисунки можно условно разделить на три группы: 1. Нарисовано только здание детского сада (внутри или снаружи). 2. Ребенок нарисовал только себя одного или всех, кроме себя. 3. Ребенок нарисовал себя и других людей (воспитателей, детей). При интерпретации рисуночных тестов важно обращать внимание на наличие на рисунках людей. Если людей нет - это ВСЕГДА указывает на трудности в общении. Это могут быть ситуативные трудности (только на этом рисунке) или постоянные (на всех рисунках). При этом ребёнок может страдать по поводу нехватки общения ("Со мной никто не дружит"), а может и вовсе не нуждаться в друзьях (шизоидный тип характера). Расширить круг общения полезно будет в обоих случаях, так как мы живем в обществе и не можем обойтись без общения. Итак, если на рисунке нет людей, то можно сказать, что адаптация ребёнка в детском саду вообще не произошла. Скорее всего, ему там одиноко, грустно, не с кем играть и т.д.. Предложите ему дополнить рисунок игрушками, растениями, животными, детьми, воспитателями, сказочными героями, мультяшками - кем и чем угодно, лишь бы там появились радость, движение и жизнь. Если на рисунке изображен только его автор или, наоборот, все кроме него - то можно сделать вывод о том, что ему пока не удалось влиться в коллектив. В таком случае можно предложить несколько вариантов развития событий: Представь, что кто-то из ребят вернулся с прогулки и зашел к тебе в группу. Кто это будет? Что он станет делать? Кто-то еще пришел с прогулки. Кто это? Возьмёте его к себе в игру? Представь, что ты пришел в группу, а там уже много ребят (как на рисунке). Что бы ты стал делать? Во что играть? К кому бы подошел? А еще к кому можно подойти? Малыш может нарисовать себя на одном рисунке несколько раз: стоит один у окна, сидит рядом с воспитательницей, рисует с Катей, играет с Мишей и т.д. - так у него появится выбор, как повести себя в той или иной ситуации. Третий вариант - на рисунке 2 и более персонажей, включая самого автора. Ближняя или самая большая фигура - это наиболее значимый для ребёнка человек в детском саду. Значимый - не значит близкий: это может быть самый строгий воспитатель, злой обидчик или лучший друг. Важно выяснить, какая ситуация изображена: дружественная, конфликтная, угрожающая и т.д. Если ситуация негативная - придумывайте выходы. А если позитивная и комфортная, то, поздравляем, адаптация ребёнка в детском саду прошла успешно! 2. Фигуры на рисунке Интерпретация рисуночных тестов начинается с общего впечатления о рисунке, затем выясняется сюжет рисунка, а потом - переходим к графическим особенностям: изображению фигур, характеру линий, цветовому решению. Если ребёнок нарисовал себя, стоящим на ковре, на земле - на какой-либо линии, это говорит о том, что он чувствует себя уверенно, "твёрдо стоит на ногах". Если он развёрнут к другим людям лицом - это признак хорошей адаптации в коллективе детского сада, если спиной - плохой. Если на рисунке присутствует воспитательница, то она играет важную роль в жизни ребёнка. Но если у неё рот черный, открытый, с зубами - значит, Ваш малыш переживает из-за ее слов (замечаний, упрёков) и действий (угроз, наказаний): боится, злится или обижается. При этом часто оказывается, что воспитатель не говорит "ничего такого уж страшного". Но рисунок - это отражение восприятия ситуации с точки зрения ребёнка. Т.е. для одного малыша услышать в свой адрес "Да что ж за дети-то такие бестолковые!" - ничего страшного, а для другого - очень больно и обидно. 3. Цвета на рисунке Цвета и штриховка - дополнительные показатели, которые не стоит упускать из виду при интерпретации рисуночных тестов. Цвета, указывающие на хорошую адаптацию ребёнка в детском саду: желтый, оранжевый, розовый, голубой, синий, зеленый. На плохую адаптацию - черный и серый. А вот красный цвет может быть разным, поэтому лучше спросить у маленького художника, что значит для него тот или иной цвет: "А красный цвет - он какой? Добрый или злой? Грустный или радостный?" Усиленная штриховка, сильный нажим, перерисовывание и зачеркивание указывают на высокое напряжение и тревогу. Обратите внимание, какие именно детали (предметы, персонажи) ребёнок рисует с трудом. |
Арт-терапевтическое упражнение У меня не получается," - часто говорят дети и отступают перед трудностями. Действительно, многие дети (да и взрослые) быстро сдаются и сильно расстраиваются, когда у них что-то не получается. Как же воспитать такое качество, как целеустремленность, воля к победе, вера в успех? "Путь к цели". Для начала можно просто посочувствовать: "Да, в начале действительно бывает очень тяжело" или "Иногда, когда долго не получается, то начинает казаться, что вообще никогда не получится". А еще можно провести арт-терапевтическое упражнение "Путь к цели". Задание: нарисуй (слепи, построй) путь к цели для своего героя со множеством препятствий. Героем может быть сам ребенок, другой человек или сказочный персонаж. У героя обязательно должна быть цель - зачем он преодолевает все эти трудности (сокровища, дом, друг)? Путь героя обычно пролегает через весь лист, и чем больше вы нарисуете препятствий - тем лучше! Когда рисунок закончен, важно обсудить каждое препятствие: как именно герой сможет его преодолеть. Важно, чтобы герой сам преодолевал их (лез, прыгал, плыл, сражался) и не пользовался сказочными способами вроде волшебной палочки или шапки-невидимки. Здорово, если вы сможете придумать 2-3 способа преодоления каждого препятствия, взрослый может предлагать свои варианты. Но окончательное решение остается за ребёнком. И, конечно, хорошо бы нарисовать прямо на этом рисунке, как герой преодолевает все препятствия! |
Рисуночный тест "Кактус” Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии! Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета. После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы: 1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)? 2. Этот кактус колется? Его можно потрогать? 3. О нем кто-нибудь заботится? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? 5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)? Пример интерпретации рисуночного теста "Кактус" Общие параметры: Пространственное положение: Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем. Размер рисунка: Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству. Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость. Характеристики линий: Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность. Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа: Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения. Специфические особенности: Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей). Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите. Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений). Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания). Наличие выступающих отростков - открытость. Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость. "Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем. Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение. Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность). Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество. пример интерпретации: Кактус расположен середине листа, занимает примерно 2/3 по высоте - это указывает на адекватную самооценку. Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, "дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать". То есть девушка дружелюбная, но если обидят - проявит агрессию (будет защищаться). Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок - это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!). Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) - высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот - в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота. Однако других живых существ на рисунке нет - это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов. По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево - в прошлое. Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы. Доминирующий цвет в рисунке - синий (хотя в наборе было 24 карандаша) - это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент. "Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый" - ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. "У него только будут появляться отростки" - это может быть реализация планов, идей или желание завести детей. |