Главная » Доска объявлений » Психология » Информация по психологии. |
В категории объявлений: 53 Показано объявлений: 29-32 |
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 13 14 » |
"Всё, что нас не убивает,делает нас сильнее!» Осведомлён ли человек о своих ранах? Далеко не всегда Травмой может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания, потери, любой кризис, болезнь и тд. Психологи выделяют три основные формы насилия: физическое, сексуальное психологическое Физическое и сексуальное насилие - особый вид травмы в связи с тем, что психологический страх смерти и уничтожения связан с физическими действиями . Можно выделить 6 групп наиболее распространенных симптомов последствий сексуального насилия: 1.Изменения в представлении своего «я»: низкая самооценка, чувство отличия от других, неприятие себя, негативные представления о себе и деперсонализация. 2.Изменения в отношениях: изолирование, отчуждение, прекращение близких отношений, неспособность довериться, поиск спасителя, неспособность защищать себя. 3.Эмоциональные последствия: тревога, депрессия, злость, стыд, чувство вины. 4.Когнитивные последствия: амнезия или гипермнезия травматических событий, отрицание, когнитивные искажения, диссоциация, постоянное оживление травмы в сознании. 5.Физические реакции: психосоматические боли: мирень, комок в горле, тяжесть в груди, боль в эпигастральной области и тд нарушения сна, сексуальные проблемы. 6.Изменения в поведении: саморазрушающее поведение, причинение себе вреда, суицид, нарушения питания, употребление алкоголя и наркотиков. Травма может быть исцелена, она образуется вследствие незавершенной инстинктивной реакции организма на травматическое событие, реакции бегства, борьбы или оцепенения. Травматические симптомы, такие как беспомощность, тревога, депрессия, психосоматические жалобы и др., возникают в результате накопления остаточной энергии, которая была мобилизована при встрече с травматическим событием и не нашла выхода и разрядки. Смысл симптомов травмы заключается в том, чтобы удерживать эту остаточную травматическую энергию. Вторичный эффект психологических травм Симптомы: -усталость, грусть, депрессия; -цинизм, разочарованность, отсутствие чувства сострадания; -повышенная возбудимость, нарушения сна, навязчивые ночные кошмары, связанные с причинами травм; -соматические расстройства: головные боли, боли в суставах, расстройство желудка/диарея; -чувство беспомощности, неверия, злобы и ярости, самоотречение . Чтобы освободиться из плена травмы необходимо завершить травматическую реакцию, разрядить оставшуюся энергию и восстановить нарушенные процессы, обратившись к естественной природной способности восстанавливаться после травмы и возвращаться в нормальное состояние динамического равновесия. Возможности для исцеления от травмы лежат в переживании самой травмы и в теле находятся механизмы, которые как создают травму, так и позволяют освободиться от нее. Внутренние исцеляющие процессы, которые используются в терапии травмы, по сути являются внутренним процессами саморегуляции. Пробуждение этих процессов происходит, благодаря обращению психотерапевта к ресурсам пострадавшего. Ключ к исцелению травмы лежит в телесно — ощущаемом чувствовании. Главенствующая роль отводится не чувствам, мыслям, воспоминаниям , образам или поведению. Травма застывает в теле, поэтому именно чувствование телесных ощущений позволяет осуществить соматическую процессуальную работу с травмой. У нашей психики своя логика, когда она решает, как ей обходиться с травмой. И не важно, какой у травмы срок давности. три варианта сохранности травмы: 1.Травма (по субъективным оценкам клиента) полностью сохраняет уровень напряжения и дискомфорта, равный изначальному 2.Травма частично перерабатывается в период между травматизацией и началом терапии, 3.Травма полностью переваривается самостоятельно. Во время психотерапии происходят изменения на всех уровнях, где травма оставила свои следы: прежде травматическое воспоминание не стирается из памяти, оно теряет свой негативный эмоциональный заряд и перестаёт ранить при воспоминании; заблокированная ранее энергия, высвобождается и ощущается, как прилив сил; повышенный прежде мышечный тонус нормализуется или понижается; негативные самопредставления трансформируются в позитивные убеждения о себе: повышается самооценка, усиливается способность опираться на себя улучшаются межличностные отношения; в случае психогенного бесплодия после травмы насилия, наступает желанная беременность. Травма вызывает изменения на уровне убеждений, бессознательно принятых в детстве под влиянием травматических событий. Каждый человек принимает в детстве важные решения в ответ на так называемые предписания, которые первоначально даются родителями, другими близкими людьми. Каждый ребенок решает, принять или отвергнуть их. Если они приняты, они усиливаются в течение всей жизни. Другими словами, взрослые люди продолжают давать себе предписания, которые они однажды получили от других или от судьбы. Вот некоторые первичные предписания, которые всегда обнаруживаются в работе с травмой: "Я беспомощен" "Я не могу с этим справиться." "Я никому не могу доверять." "Я не хочу иметь детей, чтобы они так страдали." "Я плохой человек." и тд Динамика смены убеждений по мере "переваривания" травмы : Каждый человек всегда сам решает, как ему обходиться со своей травмой: 1)носить её в себе всю жизнь (со всеми вытекающими из этого последствиями); 2)пройти один или несколько сеансов психотерапии и нейтрализовать исключительно травму и ограничиться только этим; 3)пройти психотерапию в том объёме, который нейтрализует не только старую травму, но и затронет те сферы жизни, где последствия травмы оставили свои следы в жизни клиента и где полноценное получение опыта было заблокировано наличием травмы. Переработанная травма, потеряв свой негативный эмоциональный заряд, перестаёт быть травмой и становится опытом. |
Шаги, которые могут помочь, если смысл ситуации для меня не ясен. Шаг первый. Рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть содержащиеся в ней возможности. Исходные вопросы. Что представляет собой в настоящий момент моя жизненная ситуация? О чем в ней идет речь? Что сейчас необходимо? Что требуется от меня? Что конкретно я могу сделать? Какие возможности у меня существуют? Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое? (Ценности переживания.) Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы это возникло: выполнить работу, совершить поступок, создать произведение? (Творческие ценности.) Каковы мои личные жизненные установки по отношению к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить? (Ценности личных жизненных установок.) Шаг второй. Эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее важность для моей жизни. Вопросы об эмоциональной значимости. Что я чувствую, когда думаю об этой возможности? Как я буду себя чувствовать, если я сделаю это? Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого? Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я сделаю это, Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц...), если я не сделаю этого? Шаг третий. Выбрать наилучшую для меня в данных обстоятельствах возможность. Вопросы о свободе. Что по совести было бы правильно сделать в данной ситуации? Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? (Кем я буду выглядеть в собственных глазах?) Действительно ли это мое собственное решение или меня к нему кто-то или что-то принуждает? Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: "Я сам хочу этого"? Шаг четвертый. Продумать, как лучше всего воплотить мое решение, понять, что изменится в моей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено. Вопросы об ответственности. Что может помешать мне реализовать эту возможность? Должен ли я это сделать сейчас? Как, с помощью каких средств, каким способом я могу сделать это наилучшим образом? Будет ли этот способ действий соответствовать мне? Зачем я, собственно, должен это сделать? Ради чего (ради кого) я хочу это сделать? Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей? |
V. Стыд (отвращение к себе). Стыд (смущение, замешательство, застенчивость, робость, скромность, неудобство, растерянность) - это интроецированное ребенком отвращение, отвержение и игнорирование родителей к самому ребенку. Позже, во внутренней речи, это отвращение звучит так: "Я отвратителен сам для себя. Как мне стыдно быть таким, какой я есть сейчас. Я готов сгореть от стыда, провалиться сквозь землю. Я краснею и прячусь". Отвращение родителей является для ребенка отвержением, лишением их любви, и ребенок готов разрушить свое неугодное Я, отказаться от части себя, но остаться в контакте с родителями. Таким образом, ребенок, интроецируя стыд, обучается быть в контакте и соответствовать ожиданиям. Позже в переживании стыда есть отвержение какой-либо части своего Я под влиянием среды или интроекта. В переживании стыда есть присутствие незримого ока оценивающего наблюдателя, носителя правильных ценностей поведения. Наблюдающее око часто проецируется на партнера по контакту. Стыд - это социализированное отвращение к себе. Энергия стыда возникает из противопоставления идеального Я и оцененного Я, это напряжение между тем образом, каким человек хочет быть или выглядеть, и тем, каким себя оценивает. Оценка создается из самооценки и внешней оценки. Стыд останавливает актуальный контакт, т.к. человек, испытывающий стыд, считает себя недостойным этого контакта, и он должен либо изменить себя, либо уйти. Дистанция при переживании стыда фиксируется. Стыд, относительно дистанции, это остановленное бегство, замирание с исчезновением для уменьшения давления от оценивающего ока. Есть токсический стыд. Это стыд, при котором отвергаемая часть своего Я достаточно большая и сравнима с целым Я. Поэтому полное отвержение невозможно, т.к. возникает угроза всему Я. Но и целостность невозможна, т.к. энергия стыда не разряжена. Тогда задача терапии - это дифференциация внутренних отвержений, распознавание и новая ассимиляция интроектов, направление остановленной энергии на тестирование среды при постоянном признании терапевтом клиента. Энергия стыда - это энергия для изменения и преобразования своего Я. Стыд сопровождает любое изменение Я, например, обучение, демонстрацию своих новых достижений и приобретений. При нарциссическом типе организации контакта есть много скрытого стыда и огромный дефицит признания при невозможности его получить. VI. Вина (злость на собственные действия и страх наказания). Человек совершил действие, которое принесло или приносит вред или разрушение другому человеку. Это разрушение может быть реальным, а может быть только предполагаемым. Для торможения таких действий среда возбуждает чувство вины. Также как при переживании стыда, в чувстве вины есть осуждающая значимая фигура, которая злилась на деятельность ребенка, наказывала его, и обучила его быть виноватым при определенных действиях. В дальнейшем человек сам испытывает вину для остановки своих действий. Среда, обвиняя, может манипулировать человеком через вину. Вина останавливает текущее действие и эту энергию незавершенного действия перенаправляет на завершение ситуации, т.е. предполагает просьбу о прощении за причиненный вред, принятие наказания, искупление и возмещение этого вреда, получение прощения и продолжение отношений. Вина возможна только в зоне ответственности человека. Вина растворяется в прощении от другого, восстановлении и признании границ. Вина предполагает прощение, искупление и наказание, поэтому дистанция будет и на удаление и на сближение. Токсическая вина - это переживание вины за события поля вне зоны ответственности человека. Такая вина поддерживает иллюзию всемогущества, захвата и управления другим через присвоение себе чужой ответственности, а реальные границы при этом игнорируются. VII. Нежность Нежность, симпатия - переживание открытости к контакту и доступности для другого человека, усиливает и насыщает энергией процесс контактирования, раскрывает границы. Это эмоция максимального сокращения дистанции, вплоть до слияния, но слияние в нежности подвижное и позволяет легко восстанавливать автономность. Нежность сохраняет границу между Я и Ты, и позволяет образовывать Мы. Нежность иногда вызывает стыд. Энергия нежности берется из потребности в привязанности и близости. Токсичная нежность -это патологическое Эго-слияние. VIII. Радость Радость - это эмоция, поддерживающая процесс передачи важной и ценной собственности от человека в среду, процесс выделения из организма в среду. Радость поддерживает и укрепляет отношения и контакт, расширяет границы. Радость переживается при излучении любви, знаний, заботы, агрессии. Дистанция сокращается, контакт насыщается. Радость, поддерживая процесс, выделения, может не учитывать возможность среды по усваиванию выделяемого организмом. Нежность и радость могут быть агрессивны, если теряются обратные связи организм-среда. Причина радости в избытке. Токсичная радость - это эйфория. IX. Удовлетворение Удовлетворение поддерживает процессы поглощения и усвоения, дистанция сокращается вначале до минимальной, а потом удовлетворение поддерживает здоровое слияние, при котором взаимодействие максимально полное, а границ нет (усвоение еды в желудке). По мере насыщения удовлетворение уменьшается. Процесс поглощения и ассимиляции регулируется парой отвращение и удовлетворение. В процессе поглощения и последующей ассимиляции удовлетворение ослабевает, т.к. возникает насыщение, а отвращение нарастает (самые вкусные кусочки еды это первые кусочки). Далее есть момент, когда удовлетворение по силе равняется растущему отвращению, это самое время для прекращения поглощения и увеличения дистанции до, например, еды. При радости важно сохранить чувствительность к партнеру и не перекормить его, а при эмоции удовлетворения - важно сохранить чувствительность к себе. Радость и удовлетворение поддерживают экологичный обмен в цикле контакта. Токсическое удовлетворение может быть неразборчивостью и ненасыщаемостью. X. Удивление Удивление поддерживает ориентацию в пространстве, времени и ситуации, останавливает или суживает процесс взаимодействия, фиксирует дистанцию, усиливает границы. Удивление фокусирует внимание на изменениях в поле и дает энергию для ориентировки в нем. Удивление поддерживает спонтанную саморегуляцию, а способность видеть новое в обычном и очевидном поддерживает удивление. Причина удивления в изменчивости поля. Удивление блокируется усталостью, т.к. нет сил к адаптации к новому в среде. Токсическое удивление - это шок. XI. Интерес Интерес - это эмоция, поддерживающая сближение и постепенное усиление процесса контактирования. Сокращение дистанции медленное при условии, что другой остается отдельным субъектом со своими границами. Энергия интереса поддерживает контакт через обнаружение, раскрытие и изменение новых фигур. Интерес сохраняется, пока есть новизна и привлекательность различий и нет слияния, а субъект интереса не захватывается и не подчиняется. Токсический интерес - подглядывание. XII. Благодарность Благодарность помогает завершить и прекратить данный контакт, но не отношения. После выражения благодарности дистанция увеличивается, энергия контакта убывает, границы закрываются. Благодарность - это эмоция постконтакта, которая создает новые границы, т.к. поле изменилось в результате контакта. Если в контакте были радость и удовлетворение, и возникли насыщение и легкость, то благодарность возникает легко. Если в контакте переживались злость, отвращение, вина и стыд, то благодарность возникает не столь просто. Если контакт завершается, а благодарность не возникает, то можно предполагать чувство вины, которое продлевает процесс контактирования и мешает завершению контакта. Неадекватная и многократная благодарность унижает. Токсическая благодарность - преклонение и фанатизм. Дистанция может регулироваться парами эмоций: Страх приближения/страх отдаления фиксируют дистанцию. Пара интерес/страх регулируют среднюю дистанцию. Пара нежность/отвращение регулируют близкую дистанцию. Пара благодарность/печаль завершают контакт и увеличивают дистанцию. Автор: Лев Черняев |
IV. Печаль Печаль (грусть, тоска, уныние, скорбь, горе). Эта эмоция помогает завершить отношения, создать новую целостность организма и восстановить границы. Печаль - это энергия для завершения процесса потери и утраты. При потере происходит увеличение дистанции помимо желания, воли и контроля. Организм теряет ресурсы: поддержку среды, и внутренние ресурсы, или то и другое. Вместе с утратой приходит внутренняя боль и пустота, которые надо пережить и потом найти, чем заполнить внутреннюю пустоту. Печаль помогает проститься с отношениями и согласиться с реальностью. Если привязанность была глубока, то после её утраты возникает ощущение пустоты, и человек может поддерживать образовавшуюся пустоту в ожидании возвращения и восстановления отношений. Если пустота достаточно объемна и нет ресурсов для проживания печали, то возможно и работа по восстановлению границ не может быть завершена, и возникает тоска или острое горе. Признание пустоты и факта, что отношений больше не существует, самое сложное в работе с горем или токсической печалью. Энергия печали направлена : на признание пустоты, бессилие удержать контакт, на проживание пустоты и ее заполнение. Если другой был значим, то после работы печали, он остается в структуре Я, но уже занимает меньше места и пустота наполняется воспоминаниями, а не фантазиями и надеждами. Часто чувство вины заполняет эту пустоту, сохраняя надежду на прощение и восстановление отношений. Если есть вина, значит, возможно, после наказания и прощения, произойдет возобновление отношений. Аутичному клиенту завершить горевание легче. Горе - это токсическая печаль. |