Проблема, увы, общая. Но решаемая!
Прежде всего нужно говорить о душевном благополучии ребенка:
едва ли пойдут дела у школьника, если он расстроен, подавлен, обижен.
Поэтому первостепенное внимание должно быть уделено
семейному психологическому климату. Главное условие школьных успехов,
желания учиться — сознание ребенком, что он любим и ценен для своих родителей.
Не давайте школьным проблемам разрушать ваши отношения.
Любой серьезный разговор о школе можно начинать при условии,
что сохранен душевный контакт, не присутствуют третьи лица,
даже если это близкие (бабушка, например).
Избегайте ситуаций, когда о проступке ребенка вам сообщают при нем.
В самом разговоре — никакого противостояния:
«неприятность у нас общая, подумаем вместе, как из нее выбраться и что сделать,
чтобы избежать ее повторения в дальнейшем».
Первые дни делайте вместе со своим школьником домашние задания,
ничего плохого в этом нет. В дальнейшем четко сохраняйте установку,
что уроки — это его дело, а не ваше. И вы сами должны определять меру необходимой ему помощи!
Очень важно найти повод для похвалы ребенка за малейший реальный успех.
Ни в коем случае не сравнивайте его весьма посредственные результаты
с эталоном (школьной программой, достижениями одноклассников).
Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить
за улучшение его личных результатов (например, в прошлом диктанте было три ошибки, а в этом — две).
Если ваш ребенок далеко не отличник, что ранит ваше родительское сердце,
все же найдите в себе душевные силы поддержать любую инициативу ребенка,
любое его увлечение, не ставя ему в вину не успехи в школе.
Напротив, подчеркивайте, что раз он что то научился делать хорошо,
то постепенно научится и всему остальному.
Очень усилит позиции ребенка в школе ваше внимательное отношение
к требованиям его учителей. Если в этом году у ребенка новые предметы,
новые учителя, найдите время зайти в школу и познакомиться с ними,
узнать, какие новые требования будут предъявляться к ученику.
Определенный деловой настрой создает школьная одежда,
а отмена формы ставит перед вами дополнительные задачи.
Обсудите вместе с ребенком, что он наденет завтра в школу,
стараясь и в этом разговоре держаться более делового тона,
подчеркивая, что учеба — это его серьезное «взрослое» дело.
Помогая своему ребенку настроиться на учебу, будьте к нему снисходительны,
ведь он, может быть, сейчас просто скучает по ребятам,
с которыми подружился летом на даче…
Вспомните себя: ведь вам после отпуска тоже требуется какое то время,
чтобы включиться в работу в полную силу, а ребенку нужно
гораздо больше времени на адаптацию, чем взрослому.
К счастью, большинство учителей это понимают, и даже школьные программы
построены таким образом, чтобы дать детям время «отдохнуть от каникул»